Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Пятница, 19.04.2024, 14:05
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Форум » Неконное » Школа, образование и самообразование: (размышления, опыт, источники и литература)
Школа, образование и самообразование:
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 00:31 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Как следует из названия, в этой теме мы будем собирать и обсуждать абсолютно всё, что касается процесса образования в начальной и средней общеобразовательных школах, но не только: также будем думать о коррекционной педагогике и дефектологии, обучении искусствам, проблематике негосударственных школ, а также поговорим насчёт методик самообучения не только детей, но и взрослых.

По мере наполнения темы в этом посте будет расположено соответствующее оглавление.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Вторник, 12.01.2016, 01:14 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
Процесс образования в начальной и средней общеобразовательных школах.
Теория
ВИДЕО
Кен Робинсон - Новый взгляд на систему образования

Художественные фильмы
"Общество мертвых поэтов"
<iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=-30917940&id=170940999&hash=85137e16ae4c03f0&hd=2" width="853" height="480" frameborder="0"></iframe>
"Хористы"
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/j77Q0xnZpQ4" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
КНИГИ
Классика
Френе«Педагогические инварианты», «Новая французская школа»
Януш Корчак
http://www.koob.ru/korczak_janush/
Ушинский "Путешествие по Швейцарии"
http://www.koob.ru/ushinskiy/
Сухомлинский "Сто советов учителю", "Сердце отдаю детям"
http://www.koob.ru/suhomlinskij_vasilij_aleksandrovich/
Современность
Дж. Гатто "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя":
http://maxima-library.org/mob/b/139707/read
Книги американского педагога и психолога Карла Роджерса:
http://www.koob.ru/rodjers_karl/
"Революция в обучении" Гордона Драйдена и Жанетт Вос:
http://cmap.upb.edu.co/rid=1GQ....ion.pdf
http://www.koob.ru/gordon_vos/
СТАТЬИ
"Об образовании и обо всем, что его окружает...":
http://mel.fm/
"Принципы инновационной педагогики - 2015" от Открытого университета:
https://newtonew.com/analytics/such-education-2015
"Наша цель – найти общий язык для образовательной системы, IT, медиа, бизнеса и государства.":
http://www.edutainme.ru/
Практика
КУРСЫ, ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ

Проблематика негосударственных школ и альтернативных программ обучения.
Теория
ВИДЕО

КНИГИ
СТАТЬИ
Знания за деньги: что представляют собой частные школы в Минске
http://bolshoi.by/gorod/chastnye-shkoly/
Уроки Садбэри Вэлли
http://www.natural-school.org/#!?????-???????-?????/c1vbv/3
"«Двигайся быстро и ломай»: школьная революция от Салмана Хана":
http://ideanomics.ru/?p=4981&fb_action_ids=902885796454046
Практика
КУРСЫ, ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ

Коррекционная педагогика и дефектология.
Теория
ВИДЕО
"Звездочки на Земле"
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/YtQ9-k_S_Tk" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
КНИГИ
Выготский "Общие вопросы дефектологии."
http://www.koob.ru/vigodsky_v_l/
Вадим Ротенберг "Образ Я" и поведение"
http://rjews.net/v_rotenberg/book.htm#.VqUE90uPSuM
Демьянов "Диагностика психических нарушений"
СТАТЬИ

Практика
КУРСЫ, ПРОГРАММЫ.
Инклюзия Онлайн
http://ulej.by/project?id=18158ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ

Методики самообучения не только детей, но и взрослых.
Теория
ВИДЕО
СЕМЬ НАВЫКОВ-СИЛА ПАРАДИГМЫ
https://www.youtube.com/watch?v=GUanzLdlJh0
Стивен Кови (Про важность целей)
https://www.youtube.com/watch?v=MHhUnpFn51g
КНИГИ
"Революция в обучении" Гордона Драйдена и Жанетт Вос:
http://www.koob.ru/gordon_vos/
Венгер В., По Р. Как развить феноменальную память и скорость чтения или Фактор Энштейна. Минск: «Попурри», 2008.
СТАТЬИ
Практика
КУРСЫ, ПРОГРАММЫ.
http://www.open.ac.uk/
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ
Математика. История единицы
https://www.youtube.com/watch?v=nc0jNoCUyvI

Обучение искусствам.
Теория
ВИДЕО
Правополушарное рисование
https://www.youtube.com/watch?v=NxENo6pZlm8
КНИГИ
Бетти Эдвардс "Художник внутри нас"
http://www.koob.ru/edvards_b/
Сарбек Сьюзен. Рисуем маслом и пастелью. Проблема передачи света и цвета.
СТАТЬИ

Практика
КУРСЫ, ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ


Сообщение отредактировал Alisia - Воскресенье, 24.01.2016, 22:23
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Есть одна великая, даже величайшая книга, которую можно, пожалуй, назвать самой известной школьной книгой))) в мире, книгой № 1 по нашей теме...

***



http://vilingstore.net/Knigi-z....i131895





http://camerainthesun.com/?p=21861


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:28 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Цитата Alisia ()
Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка.

Да, "Природоведение" было хорошо весьма... пожалуй, один из немногих советских школьных предметов, который можно реализовывать сейчас целиком и без принципиальных изменений.
С другой стороны, природоведение натурально просит объединения с физической географией, нет? например, там, где узнаём скорость ветра, влажность, атмосферное давление - просится рассказ о смелых путешественниках и мореплавателях, и не только о том, куда они ходили, но и о том, каково им ходилось... это попросту совершенно естественно, нет?
Тогда как в советской школе физическая география переходила в экономическую, причём скушновато: больше залежами и месторождениями, нежели маршрутами геологов, нет?
Да и собственно физическая география преподавалась не очень: думаю, тут всё-таки совершенно необходим однозначный акцент на личностях путешественников и первооткрывателей-колонизаторов,))) а этот аспект традиционно размазывался тонким слоем по истории с культурой...

Вероятно, образцовый пример идеального) преподавания физической географии - и идеального преподавателя!))) - это "Дети капитана Гранта" и Паганель. :)

Цитата Alisia ()
"...понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации."

На мой взгляд, этот анализ хорош простотой, но не очень удобен в приложении к живому педагогическому процессу; более приложимы традиционные дидактические принципы хорошей педагогики - например, вот таким элементарным списком ( http://student39.ru/lector/didakticheskie-proncipi/ ):

* принцип целенаправленности;
* научности;
* связи обучения с жизнью;
* систематичности и последовательности;
* сознательности и активности;
* наглядности обучения;
* доступности;
* интегрированного подхода;
* воспитывающего и развивающего обучения;
* принцип прочности.


Я бы добавил в этот список принцип оздоровления: в процессе и в итоге обучения ум, психика и тело ребёнка должны становиться здоровее и крепче, однако оставаясь гибкими, а не становясь скованными!

А ещё нужно добавить отдельным пунктом то, из-за чего постсоветское образование традиционно отстаёт от заграничного: принцип настоящей ценности.
То есть плоды трудов учащихся должны иметь настоящую ценность, а не только условную (выражаемую только оценками).

В СССР знали, что это хорошо, и даже пытались это сделать, но очень медленно и в малых (очень узких) масштабах: например, при некоторых ВУЗах прибалтийских республик и Украины smile существовали, эээ... студенческие конструкторские бюро и даже опытные производства, где изобретались и строились экспериментальные гоночные машины, летательные аппараты, моторные лодки и т. п.
Реализовать то же самое с детьми одновременно проще и сложнее: например, рисование, кройка с шитьём и вообще любые рукоделия позволяют создавать настоящие ценности быстрее и дешевле, но - требуют повышения качества обучения очень круто, на порядок, а не просто размазать гуашь...

Тут же бесспорно хорош и технический моделизм, причём как копийный, так и поисково-конструкторский, но сегодня в этом деле ситуация противоречивая: с одной стороны, вроде бы всё нужное стало более доступно, но с другой... утеряны слишком многие хорошие традиции, наверно, так...

Постскриптумом: потеряны и многие чудесные традиции хорошей образовательной (инженерной, механической, живой, функциональной) детской игрушки.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:28 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Раз я сам у себя не запретил мультипостинг...)

***

Сегодня модно много и нудно болтать о том, как плохо влияют на детей (да и на всех людей!) и их мышление компьютер, интернет и бытовые портативные гаджеты.
К сожалению, это правда, но что намного хуже - мало кто из огульных критиков действительно понимает, почему именно это плохо на самом деле?
А уж обычные рецепты изгнания цифрового беса) вроде всё запретить - нелепы с первых же букв...

Между тем лучшие ответы на все такие вопросы дают всего две великолепные книги одного чудесного специалиста:



http://lenadronova.livejournal.com/31686.html



http://read.ru/id/1289886/



http://aboutface.gui.ru/

Как обычно, автор говорит простейшие и очевиднейшие вещи... да и картинка на обложке уже доставляет... biggrin :D biggrin


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:28 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
Captain_Nemo, спасибо за ссылки на книги. Актуально!
Вот еще в тему:
"Как виртуальная реальность меняет мозг

Если мы сидим все время в интернете, то появляется то, что в мире признано болезнью, а именно компьютерная зависимость. Ее лечат те же специалисты, которые лечат наркоманию и алкоголизм, и вообще разные мании. И это правда настоящая зависимость, а не просто пугалка. Одна из неприятностей, возникающая при компьютерной зависимости, — лишение социального общения. У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (и то ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека. На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind, что часто по-идиотски переводится как «теория ума» и ничего общего с этим не имеет. Но на самом деле это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т. д. И это настройка, которая появляется, когда человека учат этому. Это чрезвычайно важная вещь. Те люди, у которых эта настройка отсутствует полностью, — больные аутизмом и пациенты с шизофренией..."

Источник: http://snob.ru/selected/entry/99460


Сообщение отредактировал Alisia - Пятница, 13.11.2015, 01:01
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:28 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
При желании) полезные идеи можно найти и на новостных лентах. smile

Пишет антрополог, академик Вячеслав Иванов:

"Знакомый антрополог, побывавший недавно в одном из африканских племен, рассказывал, что его представители не пользуются игрушками. Они развлекают детей с помощью звуков, играют в разного рода звуковые игры, играют словами. Мы тоже можем поиграть в слова, но у них это главное в воспитании детей. Известны и многие другие культуры, где более важна зрительная эстетика."

"Тактильность — наследие глубокого прошлого.[...] ...существование большой культуры жестов очень вероятно. Американские индейцы сохранили следы общего для большого количества племен языка жестов. Говорили они на разных языках, а между собой общались жестами.
Замечательный этнолог Кашинг, в юности несколько лет проживший среди индейцев племени зуни, пришел к выводу, что они используют руки гораздо больше, чем мы. Эти люди могут не только говорить с помощью рук, но и воспринимать вещи куда более сложные. Слепоглухонемая писательница Ольга Скороходова в потрясающей книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» пишет, что с помощью прикосновения можно понять намного большие вещи — иногда достаточно дотронуться рукой до чьей-то спины, чтобы понять в каком человек настроении.
С помощью тактильных образов можно научить слепоглухонемого ребенка чему угодно. В каждом из нас заложен принцип владения минимум двумя языками: иероглифическим (рисунки, когда чертим графические образы), и тактильным, заменяющим отдельные звуки условными обозначениями. Эти способности дают весь спектр возможных описаний мира. Скороходова, например, таким образом могла объяснить, какие места в поэзии Пастернака трудны для нее."

http://lenta.ru/articles/2015/11/15/universe/


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:29 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
Итак:
1. понятийное мышление - умение видеть суть явления, причину, цельную картину, прогнозировать последствия (это формулировка из статьи, которая стала толчком к открытию темы),
Мы понимаем, что в образовании потери, не формируется понятийное мышление, и в этой теме ищем пути восполнения потерь.
Чтобы видеть, нужно наблюдать само явление ("изменение в природе"), а постоянное наблюдение "виртуальной реальности" приводит к искажению самого восприятия явлений уже в реальной жизни.
Наблюдать можно различные природные явления. Из курса физики (науке о природе) знаем основные:
Механические
Оптические
Тепловые
Звуковые
Электромагнитные
Все, что создано человеком не относится к природным явлениям. Может ли сформироваться понятийное мышление, если основное время проводить в виртуальной реальности?
...
2. Наблюдая одно и тоже явление, например, дождь, мы можем воспринимать его различными органами чувств. Видим ли мы дождь, слышим ли, ощущаем - каждое в отдельности или все вместе виды восприятия могут нам дать представление о сути явления и возможность прогнозирования. А если это комплекс природных явлений? Например, смена сезонов (зима, весна, лето, осень). И эти процессы нам важны для прогнозирования в сфере, например, сельского хозяйства, что еще мы должны учесть (воспринять) для виденья цельной картины и верного прогноза? Можно ли осознать эти процессы только на основе восприятия звуков? Или прикосновения?
Скороходова была видящим и слышащим ребенком до пяти лет, могло ли именно это позволить ей воспринимать труды Пастернака на основе тактильных образов. Т.е. она перевела зрительные и слуховые в тактильные. Точнее, ей помогли это сделать специалисты.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:29 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Цитата Alisia ()
...постоянное наблюдение "виртуальной реальности" приводит к искажению самого восприятия явлений уже в реальной жизни.
Не думаю, что это так.
Что есть "виртуальная реальность", во-первых? Это же огромное и очень многоликое понятие.
Во-вторых: а что в ней априори плохого или неправильного?
Всё то, что невозможно в реале? Но тогда надо так же бояться любых сказок.)
Поэтому думаю, что прав Алан Купер: дело не в виртуальной реальности, а только в плохих интерфейсах, в порочных способах человеко-машинной связи, которые способы как раз и воспитывают порочное понятийное мышление.
Не меньше, но и не больше того.)

Цитата Alisia ()
Может ли сформироваться понятийное мышление, если основное время проводить в виртуальной реальности?
Потраченное время - довольно грубый показатель, нет? более важно качество образовательного и воспитательного процесса: нужный вывод можно сделать за долю секунды.)))

Цитата Alisia ()
Можно ли осознать эти процессы только на основе восприятия звуков? Или прикосновения?
А вот это реальная проблема, да... но от неё же страдали дети и довиртуальной эпохи: недостаток разнообразия способов познания окружающего - вечная беда практически каждой системы образования из известных, увы.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:29 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
Цитата Alisia
постоянное наблюдение "виртуальной реальности" приводит к искажению самого восприятия явлений уже в реальной жизни.

Тут я в большей мере писала о детской психике. У детей еще не достаточно развито критическое мышление, чтобы не навредить себе, находясь в интернете или увлекаясь компьютерными играми:

 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 12.01.2016, 10:29 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Ох...

Ролик - ужасно... странный smile , но главное - лично я пока не встретил ни единого весомого доказательства вредности интернета для детей.
И ещё вопрос: вредит интернет или контент (содержание)? И даже если только контент - какой же конкретно и как именно, по Вашему мнению?


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Понедельник, 18.01.2016, 07:44 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
"для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания." (Лурия)
У детей, окруженных планшетами, компьютерами, телефонами в большей мере, чем живым общением со сверстниками, родителями; получающих "идеомоторный" опыт в компьютерных играх, а не в реальной жизни, определенным образом формируется мозг, понятийное мышление, критическое восприятие. "Цифровые Маугли". Я сделаю подборку статей о том, как влияет прибывание ребенка в интернете на его развитие. Имеет значение все - возраст ребенка, уровень дозревания его нервной системы, окружение, время прибывания за компьютером, контент.


Сообщение отредактировал Alisia - Воскресенье, 24.01.2016, 20:12
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 18.01.2016, 11:12 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Цитата Alisia ()
Я сделаю подборку статей о том, как влияет прибывание ребенка в интернете на его развитие.

Это будет замечательно!

Цитата Alisia ()
"Общество мертвых поэтов"

Нам уже рекомендовали этот фильм другие наши замечательные друзья!.. подобное к подобному! smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 18.01.2016, 19:21 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Я тут набросал кое-что по верхам... собственно, уже давно, а сейчас просто оформляю...)

Архитектура, конструкции и интерьеры здания школы восточноевропейского региона: основные принципы и особенности.

1. Здание школы должно быть классически красивым внешне и внутри как в общем, так и в любой детали; украшения ради украшательства, но без без очевидного функционального назначения допустимы, но строго в рамках единого гармоничного эстетич. замысла и стиля.

2. Здание должно быть минимально возможных размеров и площадей, особенно в величинах внешних ограждающих (теплоизолирующих) конструкций, дешёвым в постройке и особенно в эксплуатации, а также простым как в косметическом, так и в капитальном ремонте. Полуподвальные помещения, а тем более подвалы - нецелесообразны.

3. Здание должно быть спроектировано исключительно в неразрывном единстве с пришкольной зоной (землёй) вокруг него; при этом весь школьный архитектурный комплекс должен состоять не из двух компонентов (здание+земля), а из трех - здание+обширные полуоткрытые или открывающиеся по необходимости веранды (террасы)+земля пришкольной зоны (с возможностью накрытия определённых зон лёгкими тентами и т. п.).
При этом полуоткрытые веранды допускают периодич. использование и зимой, и служат логичным архитектурно-художественным связующим звеном между зданием и землёй вокруг.
В идеале должна существовать возможность проведения уроков на улице в любое время года и в любую погоду.

4. Здание должно быть теплоизолировано по самым высоким современным нормам из всех известных.

5. То же самое - в отношении соблюдения всех ныне известных критериев экологичности, включая нек. гипотетические.

а) Особенное внимание необходимо уделить тщательному выбору экологичного утеплителя, а также противопожарных и гигиенич. пропиток и лакокрасочных материалов, планируемых к применению как внутри, так и снаружи помещений.

б) Электропроводка должна быть спроектирована и смонтирована с самым строгим соблюдением всех существующих норм в отношении не только электрической и противопожарной, но и электромагнитной безопасности, а желательно - с нек. запасом по сечению токопроводящих жил проводов и кабелей и по номиналу всей арматуры.

в) Одним из самых сложных вопросов является оптимальный выбор материала кровли.

г) Освещение учебных помещений должно допускать по необходимости нек. избыточную яркость, плавную (реостатами) её регулировку, а также быть преимущественно отражённым: свет от [настенных] светильников в плафонах, не допускающих прямого взгляда на лампу - смягчается и рассеивается светлым потолком и такими же светлыми участками стен по верху помещения.

д) Наиболее сложным вопросом является совместный расчёт и практическая эксплуатация систем отопления и вентиляции, а также обеспечение вентилирования (гигиеничности) всех необитаемых помещений и конструктивных (необслуживаемых) полостей здания.

6. Двумя критически важными специальными компонентами экологичности устройства учебных помещений являются:

а) достаточный (и круглогодичный) доступ свежего уличного воздуха, и

б) вариативная (регулируемая быстро) эргономичность учебных (рабочих) мест учеников.

7. Очень желательна возможность быстрого и радикального изменения планировки здания хотя бы в нек. частях учебных помещений (ширмы, сдвижные/съёмные перегородки, шторы и т. п.)

8. То же самое относится и к занавешиванию/закрытию и открытию окон.

9. Ещё одним критически важным моментом проектирования всего комплекса (включая открытые пространства) является предусматривание уютных (дост. изолированных, индивидуальных) мест для самостоятельной работы (размышлений, переживаний).

10. Минимум два (с разных сторон) подъезда для тяжелой/крупногабаритной автотехники+круговой (по всем периметру) подъезд этой техники дост. близко к зданию, и входные двери, открывающиеся наружу - само собой...

***

Продолжение следует...)))


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 25.01.2016, 16:45 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Нек. особенно еретич. biggrin соображения насчёт самых насущных реформ традиционного постсоветского гос. школьного образования.

За точку отсчёта взяты действующие учебные планы белорусских гос. общеобразовательных средних школ:

http://edu.gov.by/page-15311

***

Часть I

Типовой действующий учебный план белорусской базовой школы ныне включает 21 предмет, а именно:

1) белорусский язык;
2) белорусская литература;
3) русский язык;
4) русская литература;
5) иностранный язык;
6) математика;
7) информатика;
8) человек и мир;
9) всемирная история;
10) история Беларуси;
11) обществоведение;
12) география;
13) биология;
14) физика;
15) химия;
16) изобразительное искусство;
17) музыка;
18) искусство, или переводя прямо - художество (отечественная и мировая художественная культура)... это особенно удивительный пункт, но подробнее об этом дальше...;
19) трудовое обучение;
20) черчение; и наконец,
21) физическая культура и здоровье.

***

Что можно сделать буквально одним сталинским ударом biggrin - и при этом сэкономить время и деньги одновременно с резким улучшением и методик преподавания, и итоговых знаний учеников?

1. Объединяем родные литературы и языки в один предмет.
Потому, что именно литература - а вовсе не зубрёжка правил! - выращивает в ученике литературный (то есть самый лучший и нужный каждому!) язык, причём и устный, и письменный; и обратно - именно изучение литературы улучшает и обогащает и речь, и письмо, делая их применение совершенно естественным буквально везде и всегда.
Но самое, вероятно, главное и логичное - при таком объединении каждый урок будет максимально вариативным и свежим в плане методических приёмов обучения: почитали/обсудили/записали/опять почитали и т. д., и т. п.

2. Вопиющая (иначе не сказать) лакуна - отсутствие в плане иностранной (мировой) худ. литературы, и здесь напрашивается красивый ход конём: преподавать иностранный (разумеется, это будет английский) язык с первого класса - путём объединения его с чтением оригинальных (и только оригинальных, никаких адаптаций на пушечный выстрел!) англоязычных (и английских, и американских, и канадских, и ирландских, и австралийских, и новозеландских!))) увлекательных детских книжек с картинками.

3. А дальше (увы) начинается уже просто форменный кавардак...

Что делает математика между иностранным языком и информатикой?
Почему человек и мир расположен перед историями, а не после них?
И чем занимается обществоведение - между историей с географией? (С) :facepalm:
Ведь именно с таких очевидных абсурдов, именно с такого беспорядка на самом верху, в самых первых, самых основных классификациях и систематизациях - и начинается бардак в головах бедных школьников!

Что тут необходимо сделать немедленно - исходя из обычного здравого смысла?
Для начала - чётко отделить агнцев от колзищ, то есть естественнонаучные дисциплины - от всех остальных.

3.1 дисциплины естественнонаучные - это в первую очередь география и геология, затем физика, химия и биология, и наконец, разумеется, астрономия - и в головах учеников они должны классифицироваться и преподаваться именно таким - нерушимо-единым! - блоком!

3.2 математика - это формальная дисциплина, изучающая саму себя, а вовсе не окружающий мир и тем более не мир человека; это огромный набор специально придуманных тончайших инструментов, и не более того!

3.3 с дисциплинами же гуманитарными - совсем беда... здесь-то к чему выдумывать новые слова, обозначающие непонятные предметы?
преподавайте историю с археологией (смысл понятен исстари!),
этнографию с культурной антропологией (происхождение, быт и культуру стран и народов),
философию с риторикой (любовь к последовательным и логичным размышлениям вместе с искусством весомой аргументации на словах и письме) и т. п. -
но не выдумывайте специально для бедных детей и учителей искусственно упрощенных слов-предметов, даже сами названия которых не говорят даже специалистам - ровно ничего конкретного!

4. За каким, простите, чёртом изобразительное искусство отделено от мировой художественно культуры?!
Неужели для того, чтобы учащийся рисовать школьник только слушал учителя - и не ориентировался в своих стараниях на лучшие мировые образцы изобразительного искусства прошлого и настоящего?!
А где отдельный предмет, посвященный национальным художественным школам и мастерам искусств и прошлого, и настоящего?
Почему национальные история, язык и литература достойны изучения отдельными предметами, а национальная художественная культура - нет? рылом-с не вышла?
А куда делась архитектура - "королева всех искусств"?! об отдельном изучении национальной архитектуры я уж промолчу...
А где хоть один скромный уголок для такой мелкой и неважной чепухи, как скульптура?
Всё в одном мешке в лице одного предмета, причём опять непонятно какого, то ли практичного, то ли славословного?

6. Информатика - причём не одной кучей, а с давно понятным из практики разбиением как минимум на "железо", программирование и интернет-технологии! - должна быть выведена из общего плана в положение свободного факультатива для желающих уже потому, что она развивается слишком быстро, и поэтому любые утверждённые учебные программы оказываются устаревшими уже на момент их утверждения, вследствие чего соотв. специальные уроки неизбежно навевают или сон, или смех.
С другой стороны, современные цифровые и интернет-технологии должны пропитать буквально все предметы подобно тому, как любой предмет пропитан как минимум устным и общепонятным языком общения; ведь преподавать "информатику" в рамках утверждаемого более или менее надолго учебного плана возможно только так - по очевидным, кажется, причинам...

6. Черчение как отдельный предмет откровенно нелепо; оно очень важно и нужно, но должно преподаваться, естественно, в рамках трудового обучения, причём вместе с введением в те же рамки ещё одной дисциплины - технического рисунка, в т. ч. с натуры.

7. Само название предмета "трудовое обучение" - а в детском школьном просторечии просто "труд" - это, разумеется, ещё одна нелепость... выходит, на всех других уроках мы бьём баклуши и пинаем груши... %)
"Ручной труд" и то уж лучше (в дополнение к интеллектуальному!), а для барышень - разумеется, "рукоделие", которое просто умоляет об объединении с мировой худ. культурой и искусствами!

В конкретных же учебных планах и программах по труду))) должны фигурировать такие старые и проверенные столетиями (!) практики слова и словосочетания, как
"технический моделизм",
"инженерное искусство",
"НИОКР",
"детали машин" и т. п.,
а также элементарные начальные практические сведения по:
сопротивлению (свойствам) материалов,
конструированию балок и опор,
каркасов и оболочек,
монолитных, армированных и ферменных строительных и машинных конструкций и узлов,
по технологиям изготовления и обработки (ручной и машинной!) и старинных, и современных строительных и конструкционных материалов,
по стандартизации и метрологии строительства и машиностроения,
способам соединений деталей строений, машин и механизмов,
устройству двигателей и движителей,
и т. п.

8. ЛЮБОЙ урок по ЛЮБОМУ предмету ВСЕГДА должен нести в своём составе минимум пару-тройку практических примеров реализации того, о чём было рассказано на уроке умными словами.)))
В норме такие примеры должны быть реализованы учениками, в идеале - полн. самостоятельно.
В случае принципиальной невозможности прямого моделирования (например, ядерной реакции))) - используются упрощенные модели, в крайнем случае - наглядные и максимально подробные цветные рисунки-схемы.
Бесспорный достаток и даже избыток разнообразнейших наглядных пособий и моделей - на порядок важнее и нужнее любых текстуальных материалов!
И это было бы смешно, если бы не было грустно: лучшая наглядность достигается зачастую не специальными пособиями, а элементарными подручными средствами: листом бумаги или картона, комком пластилина, ящиком с песком, деталями детского технического конструктора и т. п.

9. Также вероятно, что рабочая тетрадь по любому предмету тоже должна приглашать не только и не столько к письму, но и к рисованию, и к черчению, и к изобилию пометок на полях и т. п.

10. Музыку нужно учить не только знать и играть, но и сочинять, и к обучению музыке должно обязательно добавить обучение пению и танцам, причём в разных стилях и на высоком проф. уровне! smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Форум » Форум » Неконное » Школа, образование и самообразование: (размышления, опыт, источники и литература)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz