Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Суббота, 23.09.2017, 08:43
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Форум » Форум » Неконное » Школа, образование и самообразование: (размышления, опыт, источники и литература)
Школа, образование и самообразование:
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 18.01.2016, 19:21 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Я тут набросал кое-что по верхам... собственно, уже давно, а сейчас просто оформляю...)

Архитектура, конструкции и интерьеры здания школы восточноевропейского региона: основные принципы и особенности.

1. Здание школы должно быть классически красивым внешне и внутри как в общем, так и в любой детали; украшения ради украшательства, но без без очевидного функционального назначения допустимы, но строго в рамках единого гармоничного эстетич. замысла и стиля.

2. Здание должно быть минимально возможных размеров и площадей, особенно в величинах внешних ограждающих (теплоизолирующих) конструкций, дешёвым в постройке и особенно в эксплуатации, а также простым как в косметическом, так и в капитальном ремонте. Полуподвальные помещения, а тем более подвалы - нецелесообразны.

3. Здание должно быть спроектировано исключительно в неразрывном единстве с пришкольной зоной (землёй) вокруг него; при этом весь школьный архитектурный комплекс должен состоять не из двух компонентов (здание+земля), а из трех - здание+обширные полуоткрытые или открывающиеся по необходимости веранды (террасы)+земля пришкольной зоны (с возможностью накрытия определённых зон лёгкими тентами и т. п.).
При этом полуоткрытые веранды допускают периодич. использование и зимой, и служат логичным архитектурно-художественным связующим звеном между зданием и землёй вокруг.
В идеале должна существовать возможность проведения уроков на улице в любое время года и в любую погоду.

4. Здание должно быть теплоизолировано по самым высоким современным нормам из всех известных.

5. То же самое - в отношении соблюдения всех ныне известных критериев экологичности, включая нек. гипотетические.

а) Особенное внимание необходимо уделить тщательному выбору экологичного утеплителя, а также противопожарных и гигиенич. пропиток и лакокрасочных материалов, планируемых к применению как внутри, так и снаружи помещений.

б) Электропроводка должна быть спроектирована и смонтирована с самым строгим соблюдением всех существующих норм в отношении не только электрической и противопожарной, но и электромагнитной безопасности, а желательно - с нек. запасом по сечению токопроводящих жил проводов и кабелей и по номиналу всей арматуры.

в) Одним из самых сложных вопросов является оптимальный выбор материала кровли.

г) Освещение учебных помещений должно допускать по необходимости нек. избыточную яркость, плавную (реостатами) её регулировку, а также быть преимущественно отражённым: свет от [настенных] светильников в плафонах, не допускающих прямого взгляда на лампу - смягчается и рассеивается светлым потолком и такими же светлыми участками стен по верху помещения.

д) Наиболее сложным вопросом является совместный расчёт и практическая эксплуатация систем отопления и вентиляции, а также обеспечение вентилирования (гигиеничности) всех необитаемых помещений и конструктивных (необслуживаемых) полостей здания.

6. Двумя критически важными специальными компонентами экологичности устройства учебных помещений являются:

а) достаточный (и круглогодичный) доступ свежего уличного воздуха, и

б) вариативная (регулируемая быстро) эргономичность учебных (рабочих) мест учеников.

7. Очень желательна возможность быстрого и радикального изменения планировки здания хотя бы в нек. частях учебных помещений (ширмы, сдвижные/съёмные перегородки, шторы и т. п.)

8. То же самое относится и к занавешиванию/закрытию и открытию окон.

9. Ещё одним критически важным моментом проектирования всего комплекса (включая открытые пространства) является предусматривание уютных (дост. изолированных, индивидуальных) мест для самостоятельной работы (размышлений, переживаний).

10. Минимум два (с разных сторон) подъезда для тяжелой/крупногабаритной автотехники+круговой (по всем периметру) подъезд этой техники дост. близко к зданию, и входные двери, открывающиеся наружу - само собой...

***

Продолжение следует...)))


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 25.01.2016, 16:45 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Нек. особенно еретич. biggrin соображения насчёт самых насущных реформ традиционного постсоветского гос. школьного образования.

За точку отсчёта взяты действующие учебные планы белорусских гос. общеобразовательных средних школ:

http://edu.gov.by/page-15311

***

Часть I

Типовой действующий учебный план белорусской базовой школы ныне включает 21 предмет, а именно:

1) белорусский язык;
2) белорусская литература;
3) русский язык;
4) русская литература;
5) иностранный язык;
6) математика;
7) информатика;
8) человек и мир;
9) всемирная история;
10) история Беларуси;
11) обществоведение;
12) география;
13) биология;
14) физика;
15) химия;
16) изобразительное искусство;
17) музыка;
18) искусство, или переводя прямо - художество (отечественная и мировая художественная культура)... это особенно удивительный пункт, но подробнее об этом дальше...;
19) трудовое обучение;
20) черчение; и наконец,
21) физическая культура и здоровье.

***

Что можно сделать буквально одним сталинским ударом biggrin - и при этом сэкономить время и деньги одновременно с резким улучшением и методик преподавания, и итоговых знаний учеников?

1. Объединяем родные литературы и языки в один предмет.
Потому, что именно литература - а вовсе не зубрёжка правил! - выращивает в ученике литературный (то есть самый лучший и нужный каждому!) язык, причём и устный, и письменный; и обратно - именно изучение литературы улучшает и обогащает и речь, и письмо, делая их применение совершенно естественным буквально везде и всегда.
Но самое, вероятно, главное и логичное - при таком объединении каждый урок будет максимально вариативным и свежим в плане методических приёмов обучения: почитали/обсудили/записали/опять почитали и т. д., и т. п.

2. Вопиющая (иначе не сказать) лакуна - отсутствие в плане иностранной (мировой) худ. литературы, и здесь напрашивается красивый ход конём: преподавать иностранный (разумеется, это будет английский) язык с первого класса - путём объединения его с чтением оригинальных (и только оригинальных, никаких адаптаций на пушечный выстрел!) англоязычных (и английских, и американских, и канадских, и ирландских, и австралийских, и новозеландских!))) увлекательных детских книжек с картинками.

3. А дальше (увы) начинается уже просто форменный кавардак...

Что делает математика между иностранным языком и информатикой?
Почему человек и мир расположен перед историями, а не после них?
И чем занимается обществоведение - между историей с географией? (С) :facepalm:
Ведь именно с таких очевидных абсурдов, именно с такого беспорядка на самом верху, в самых первых, самых основных классификациях и систематизациях - и начинается бардак в головах бедных школьников!

Что тут необходимо сделать немедленно - исходя из обычного здравого смысла?
Для начала - чётко отделить агнцев от колзищ, то есть естественнонаучные дисциплины - от всех остальных.

3.1 дисциплины естественнонаучные - это в первую очередь география и геология, затем физика, химия и биология, и наконец, разумеется, астрономия - и в головах учеников они должны классифицироваться и преподаваться именно таким - нерушимо-единым! - блоком!

3.2 математика - это формальная дисциплина, изучающая саму себя, а вовсе не окружающий мир и тем более не мир человека; это огромный набор специально придуманных тончайших инструментов, и не более того!

3.3 с дисциплинами же гуманитарными - совсем беда... здесь-то к чему выдумывать новые слова, обозначающие непонятные предметы?
преподавайте историю с археологией (смысл понятен исстари!),
этнографию с культурной антропологией (происхождение, быт и культуру стран и народов),
философию с риторикой (любовь к последовательным и логичным размышлениям вместе с искусством весомой аргументации на словах и письме) и т. п. -
но не выдумывайте специально для бедных детей и учителей искусственно упрощенных слов-предметов, даже сами названия которых не говорят даже специалистам - ровно ничего конкретного!

4. За каким, простите, чёртом изобразительное искусство отделено от мировой художественно культуры?!
Неужели для того, чтобы учащийся рисовать школьник только слушал учителя - и не ориентировался в своих стараниях на лучшие мировые образцы изобразительного искусства прошлого и настоящего?!
А где отдельный предмет, посвященный национальным художественным школам и мастерам искусств и прошлого, и настоящего?
Почему национальные история, язык и литература достойны изучения отдельными предметами, а национальная художественная культура - нет? рылом-с не вышла?
А куда делась архитектура - "королева всех искусств"?! об отдельном изучении национальной архитектуры я уж промолчу...
А где хоть один скромный уголок для такой мелкой и неважной чепухи, как скульптура?
Всё в одном мешке в лице одного предмета, причём опять непонятно какого, то ли практичного, то ли славословного?

6. Информатика - причём не одной кучей, а с давно понятным из практики разбиением как минимум на "железо", программирование и интернет-технологии! - должна быть выведена из общего плана в положение свободного факультатива для желающих уже потому, что она развивается слишком быстро, и поэтому любые утверждённые учебные программы оказываются устаревшими уже на момент их утверждения, вследствие чего соотв. специальные уроки неизбежно навевают или сон, или смех.
С другой стороны, современные цифровые и интернет-технологии должны пропитать буквально все предметы подобно тому, как любой предмет пропитан как минимум устным и общепонятным языком общения; ведь преподавать "информатику" в рамках утверждаемого более или менее надолго учебного плана возможно только так - по очевидным, кажется, причинам...

6. Черчение как отдельный предмет откровенно нелепо; оно очень важно и нужно, но должно преподаваться, естественно, в рамках трудового обучения, причём вместе с введением в те же рамки ещё одной дисциплины - технического рисунка, в т. ч. с натуры.

7. Само название предмета "трудовое обучение" - а в детском школьном просторечии просто "труд" - это, разумеется, ещё одна нелепость... выходит, на всех других уроках мы бьём баклуши и пинаем груши... %)
"Ручной труд" и то уж лучше (в дополнение к интеллектуальному!), а для барышень - разумеется, "рукоделие", которое просто умоляет об объединении с мировой худ. культурой и искусствами!

В конкретных же учебных планах и программах по труду))) должны фигурировать такие старые и проверенные столетиями (!) практики слова и словосочетания, как
"технический моделизм",
"инженерное искусство",
"НИОКР",
"детали машин" и т. п.,
а также элементарные начальные практические сведения по:
сопротивлению (свойствам) материалов,
конструированию балок и опор,
каркасов и оболочек,
монолитных, армированных и ферменных строительных и машинных конструкций и узлов,
по технологиям изготовления и обработки (ручной и машинной!) и старинных, и современных строительных и конструкционных материалов,
по стандартизации и метрологии строительства и машиностроения,
способам соединений деталей строений, машин и механизмов,
устройству двигателей и движителей,
и т. п.

8. ЛЮБОЙ урок по ЛЮБОМУ предмету ВСЕГДА должен нести в своём составе минимум пару-тройку практических примеров реализации того, о чём было рассказано на уроке умными словами.)))
В норме такие примеры должны быть реализованы учениками, в идеале - полн. самостоятельно.
В случае принципиальной невозможности прямого моделирования (например, ядерной реакции))) - используются упрощенные модели, в крайнем случае - наглядные и максимально подробные цветные рисунки-схемы.
Бесспорный достаток и даже избыток разнообразнейших наглядных пособий и моделей - на порядок важнее и нужнее любых текстуальных материалов!
И это было бы смешно, если бы не было грустно: лучшая наглядность достигается зачастую не специальными пособиями, а элементарными подручными средствами: листом бумаги или картона, комком пластилина, ящиком с песком, деталями детского технического конструктора и т. п.

9. Также вероятно, что рабочая тетрадь по любому предмету тоже должна приглашать не только и не столько к письму, но и к рисованию, и к черчению, и к изобилию пометок на полях и т. п.

10. Музыку нужно учить не только знать и играть, но и сочинять, и к обучению музыке должно обязательно добавить обучение пению и танцам, причём в разных стилях и на высоком проф. уровне! smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 25.01.2016, 19:20 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Отдельным постом о том, что я хорошо помню по детству и что меня очень волнует в приложении к нынешним детям.

Технический моделизм незаменим!

При советской власти существовала великолепно систематизированная и потому уникально эффективная система обучения и развития множества полезных качеств у самых разных, в т. ч. педагогически трудных (!) детей - именно посредством постройки моделей.
Поскольку эта система ныне в значит. мере забыта, а невеждами и обсмеяна - вспомню здесь её основные черты.

***

Любой моделизм начинался в азах ещё до школы - различными "поделками из природного материала".
Следующий этап, который примерно совпадал с первыми классами школы, т. е. со школой начальной - это уже полноценные (работоспособные) модели различной техники, однако пока - преимущественно из бумаги и картона.
Переход из начальной школы в среднюю примерно совпадал с освоением более сложных технологий (например - работы с папиросной бумагой) и материалов (дерева, резины, различных пластиков, широкой номенклатуры клеев и лакокрасок).
Слесарные, столярные и плотничьи навыки закономерно осваивались ещё позже - в связи с их очевидной опасностью - но зато практически одновременно с освоением и "взрослого" ручного инструмента, и даже технологий станочной обработки.
Напоследок же оставлялись самые сложные и поистине виртуозные вещи, вроде самостоятельного конструирования (!) радиоуправляемых моделей, аэродинамич. расчётов моделей летающих, изготовления тонкостенных стеклопластиковых оболочек, модификаций модельных двигателей, изготовления скрупулёзнейших моделей-копий крупного масштаба и т. п. - и прохождение этого этапа знаменовало выход в жизнь взрослого моделиста, который затем творил уже в специальных офиц. гос. структурах по видам модельного спорта.
Навыки же строительства и обращения со всей номенклатурой стройматериалов, а также работы со "взрослой" техникой - зачастую с выдачей прав на вождение! - прививались уже не в добровольных кружках, а в профтехучилищах, что и понятно...

Необходимо также сказать, что буквально каждый из конкретных видов моделизма гармонично дополнялся наличием в продаже великолепных механических и электромеханических игрушек, многие из которых необходимо было после покупки ещё собрать, а многие готовые - разрешали поистине сказочные переделки.)))
И более того: игрушки и модели гармонично дополнялись третьей составляющей - домашним самодеятельным изготовлением (детьми и подростками в т. ч.!) вещей, полезных в реальном взрослом быту, а со временем - уже не моделей и не полезных мелочей, а самых настоящих веломобилей, мопедов и мокиков, мотоциклов, автомобилей, вездеходов и аэросаней, дельтапланов и моторных лодок, и многого-многого подобного...

Вся эта система на практике работала с частыми сбоями и провалами, всегда была далеко не богатой и не такой всесоюзной и массовой, как задумывалась, но теоретически и методически - не имела ни единого недостатка!

Модели техники чётко подразделялись на действующие и стендовые, а также на копии, полукопии и новые опытные образцы.)))
Было изобретено и проверено на практике множество видов как дистанционного, так и программного управления; были разработаны удивительные технологии обработки и соединения материалов, а также поразительные конструкции вроде махолётов; буквально на коленке создавались новые двигатели и движители...
Издавалась и переводилась соотв. методич. литература - с прекрасно исполненными рисунками, схемами и чертежами, а также с безупречно отредактированными текстами.

Иными словами - буквально вся программа трудового обучения есть, и она не нуждается натурально ни в одном исправлении или дополнении, а только во введении в официальный школьный оборот.

***

Не меньше было сделано и для обучения труду девочек, но эта ситуация чуть сложнее, и о ней я напишу чуть позже.

***



http://konstantin.in/page/prostejshie-aviamodeli-a-m-ermakov

Собираемая легко и летающая прекрасно (а также самостоятельно садящаяся на три точки и даже самостоятельно взлетающая после разбега по земле!) резиномоторная модель-полукопия истребителя Fiat CR.32:



http://rcsearch.ru/hobbyking/i28350/



Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 25.01.2016, 20:35 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Часть II

Итак, ужимаем список общих предметов до предела - и получаем самую простую и логичную структуру:

1. Родной язык и литература.
2. Мировая литература и иностранные языки.
3. География, геология и астрономия.
4. Физика, биофизика и биомеханика.
5. Химия и биохимия.
6. Общая биология, ботаника, зоология и палеонтология, а также сравнительная анатомия.
7. Математический аппарат, геометрия и стереометрия.
8. Всемирная история, этнография и культурная антропология.
9. Национальная история, этнография и культурная антропология.
10. Мировая культура и искусство.
11. Национальная культура и искусство.
12. Техническое творчество и рукоделие (включая кулинарное искусство, кройку и шитьё и т. п.).
13. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, первой (доврачебной) медицинской помощи и т. п.

Итого 13, максимум 14 (если посчитать два наших гос. языка и, соответственно, две литературы))) пунктов вместо 21-го; урезать точно вдвое не вышло, но тем не менее... biggrin

А теперь простая арифметика. smile

***

Ежедневное пребывание ребёнка в школе не может продолжаться более 8 часов (ещё 8 часов - на счастливое детство, и ещё 8 - на полноценный сон); к тому же надо отбросить время на дорогу до школы и обратно, а это ещё минус примерно 1 час, то есть чистого учебного времени выходит - 7 часов.

Домашние задания - вздор и варварство, отнимающее у ребёнка детство, а у родителей - время и нервы; их необходимо забыть как страшный сон, поскольку они бессмысленны и беспощадны примерно так же, как и работа, которую регулярно берут из офиса на дом.

При продолжительности [интересного и методически правильного] урока в 45 минут нормальная перемена занимает 15 минут, а перерыв на полноценный обед - 45 минут; т. о., в 7 ежедневных школьных часов свободно вмещается целых 6 уроков, чего совершенно достаточно; при пятидневке количество уроков в неделю может составить до 30 академических часов, чего тоже достаточно с избытком.

Теми знаниями, умениями и навыками, которые школа обязана давать всем ученикам поголовно и в первую очередь - являются:
физическая культура и оздоровление,
искусное творчество и
совершенное овладение языками и речью параллельно с приобретением минимально приличного общеобразовательного и культурного цензов.

Отсюда следует очевидный алгоритм распределения предметов по дням недели: каждый из четырёх полных учебных дней недели (кроме сокращенной пятницы) обязательно содержит 1 урок физкультуры, 1 урок технического творчества либо искусства и 1 урок родного либо иностранного языка и соотв. литературы.

Оставшиеся три урока в день распределяются уже совсем просто - с естественным чередованием естественнонаучных и гуманитарных блоков:
понедельник: география, всемирная история, физика;
вторник: химия, национальная история, биология;
среда начинает цикл заново: география, всемирная история, физика;
четверг цикл заканчивает: химия, национальная история, биология;
пятница - сокращенный день, состоящий из пары уроков математики+дополнительных/самостоятельных занятий в индивидуальном (внеклассном) порядке.

Теперь суммируем эти подсчёты на предмет соответствия поставленным целям. smile

Уроков физкультуры - 4 в неделю, т. е. каждый день.
Каждая естественнонаучная и каждая гуманитарная дисциплина, включая национальные, а также математика - изучаются на протяжении 2 уроков в неделю.
Языки и речь совершенствуются каждый день.
Изучение самых разных искусств, от мировых до национальных и от художественных до инженерных - занимает минимум 4 урока в неделю, т. е. происходит опять-таки каждый день.
При этом совокупная недельная нагрузка составляет приемлемые даже для начальной школы 26 академических часов при наличии правильного начала уикэнда.)))

***

Уф... )))


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 26.01.2016, 13:50 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Заполночная беседа shades подтолкнула... :)

***

Сегодня в большом педагогическом мире модно обсуждать один очень старый вопрос: что лучше? преподавание предметами - или блоками, или комплексами?
Что такое преподавание предметами - это знают все, а вот что такое преподавание блоками-комплексами - то прекрасно описал уже уйму лет назад прекрасный советский писатель Вениамин Каверин в свой лучшей книге "Два капитана":

"Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе."

При развитой советской власти над этими строками было принято понимающе посмеиваться: мол, вот ведь чушь-то какая бывала, вот ведь гримаса революции, вот как славно, что быстро одумались в пользу нормальных предметов, которые и составили основу лучшего в мире советского школьного образования...

И всё бы ничего, если бы осмеятели не проигнорировали несколько простых и убедительных фактов, уже самый первый из которых - неподражаем в своей открытости и доходчивости: одна чудесная и всемирно (!) популярная уже полтора века (!) детская книжка, ставшая бесспорной классикой (!) детской литературы прямо в момент первого выхода в свет (!) - даёт нам пример именно комплексного, а вовсе не предметного образования!

Эта книжка - "Дети капитана Гранта" Жюля Верна.

И понять гениальную педагогику великого писателя возможно в самых простых пунктах.

Книжные дети - Роберт и Мэри - помещены в условия тяжелейшего кругосветного путешествия, то есть одним махом выведены из стен школы со всеми её условностями и упрощениями - на весь простор реального мира, это раз.
Есть мир, а школы нет, но зато есть один учитель - географ Жак Паганель, это два.
Учитель этот - отчаянный, невероятный, немыслимый теоретик: до описанного в романе путешествия он изучал географию исключительно в удобном кресле своего кабинета и нигде более, это три... но зачем же великий писатель вывел своего любимого (а в этом нет никаких сомнений!) Учёного - столь смешным?

"– Сэр, – обратился к нему лорд Гленарван, – с кем я имею честь говорить?
– С Жаком-Элиасеном-Франсуа-Мари Паганелем, секретарем Парижского географического общества, членом-корреспондентом географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, а также почетным членом Королевского географического и этнографического института Восточной Индии. Вы видите перед собой человека, который двадцать лет изучал географию, не выходя из кабинета, и наконец, решив заняться ею практически, направляется теперь в Индию, чтобы связать там в одно целое труды великих путешественников."

"...теперь лорд Гленарван прекрасно знал, с кем имеет дело: ему были хорошо известны имя и заслуги Жака Паганеля. Его труды по географии, доклады о новейших открытиях, печатаемые в бюллетенях общества, переписка его чуть ли не со всем светом – все это сделало Паганеля одним из самых видных ученых Франции."

"– Впрочем, такой случай с Жаком Паганелем меня не удивляет, – заметил лорд Гленарван. – Он ведь известен подобными злоключениями. Однажды он издал прекрасную карту Америки, куда умудрился втиснуть Японию. Но все это не мешает ему быть выдающимся ученым и одним из лучших географов Франции."

...зачем и почему вот так-то?! только смеха ради?

Или потому, что важнее всего для настоящего Учителя и даже Учёного: быть очень искренним и человечным, очень любить свой предмет, увлекать и увлекаться рассказом, не стесняться неудержимого полёта фантазии, а главное - не стыдиться учиться и ошибаться вместе со своими учениками, изучая вместе с ними реальную жизнь не в упрощенных упражнениях, а в реале?

Ответы очевидны, не правда ли? :)



http://pda.diary.ru/~Illustrationen/?order=last_comment&from=100

***

Дети и взрослые всего мира, любого времени и любой национальности, любого уровня образования и воспитания - зачитывались и зачитываются этой книгой, потом вспоминая её всю жизнь... и как теперь спорить о ценности комплексных блоков по сравнению с предметами?

И вовсе не нужно устраивать немедленных и всесокрушающих революций "...до основанья, а затем..."! но пробовать, и пробовать всерьёз - уж пора бы, и мягко говоря - побыстрее...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 27.01.2016, 13:16 | Сообщение # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Часть III

Главная причина всех самых больных проблем в современном постсоветском школьном образовании - одна: заговор молчания.
Самоцензура.
Мы все всё давно знаем и понимаем - но не говорим об этом вслух.

***

Почему школа готовит не к самостоятельной жизни, а к получению хороших оценок, тестам и экзаменам? Кому и зачем это нужно?
А зачем нужно готовить детей к учёбе в школе? Зачем тогда сама школа?
Что такого сложного нужно изучать в средней школе целых 10 лет, когда программа любого ВУЗа может быть изучена за 5?
Кому и зачем нужна школьная форма? А если уж она так нужна - имейте же смелость называть кошку кошкой, а не "деловым стилем одежды", который делает из наших детей карикатуры на карикатуры (!) офисных работников или чиновников-бюрократов!
Как такое возможно, чтобы учебный день школьника вместе с приготовлением домашних заданий длился зачастую более 8 часов, т. е. больше, чем полный рабочий день взрослого?
С чего вдруг школа должна не только учить, но и воспитывать детей, если воспитание должно происходить в семье, а в школе - только обучение?
Если так уж нужны оценки - то чем таким особенным новая десятибалльная система превосходит старую пятибалльную?
Настолько, что ради введения десятки вместо пятёрки вся налаженная школьная система была буквально поставлена с ног на голову... зачем?
Почему борьба с коррупцией заняла пост образовательной ценности, вследствие чего устные экзамены сменяются письменными тестами?
Нам действительно больше не нужно, чтобы наши дети умели красиво говорить?
Мы и правда мечтаем ловить продажных экзаменаторов ценой недопущения наших детей к изложению приобретенных знаний грамотной и связной речью?
Сколько можно впихивать в детей всё больше информации, но при этом почти не учить самостоятельному смелому поиску и использованию приобретаемых знаний за границами регламентированных учебных пособий, в реальном, а не условном школьном мире?
Кому и зачем нужны школы и классы "с уклонами", "с углублённым изучением" и т. п., т. е. профессионально-специализированные?
Неужели кто-то из родителей или учителей действительно мечтает о том, чтобы ребёнок с детства (?!) рос однобоким специалистом, не знающим, не умеющим и не любящим ничего, кроме профессиональных карьерных замыслов и пьяной рыбалки каждые выходные, что становится неизбежным прежде всего вследствие сужения кругозора как раз со школы?

Все эти застарелые пагубные тенденции с точки зрения семьи - выглядят, к сожалению, ещё проще и даже вульгарнее:
скверные родители обожают халяву.
Родители, которые не любят и не умеют проводить вместе со своими детьми достаточно свободного времени - естественно грезят вовсе не о школе знаний, а о рыбном садке, куда ребёнка можно поместить на доращивание, да чтобы сроком побольше, побольше! мы ведь так заняты, нам так некогда, мы так устаём! насколько-насколько? ооо, вот прекрасно, лет десять минимум как раз подойдёт!
Родители, которые оказались не в состоянии воспитать своего ребёнка как следует и притом только добром и лаской - естественно мечтают о сильной руке школы, которая уж точно воспитает недоросля как положено!
Родители, так и не реализовавшие себя в каком-либо действительно крупном и достойном деле, о котором они всегда мечтали с детства - естественно мечтают о том, чтобы их детей дрессировал в нужном направлении кто-то другой, и прежде всего - якобы самые лучшие специалисты из самых лучших специализированных школ... тех, которые с уклонами и углублениями, да... :facepalm:

А как невероятно возмутительно забалтываются проблемы с физическим здоровьем школьников!
Одна говорильня, бесконечная говорильня ни о чём - и никаких действительно радикальных мер, а одни полумеры, да и те тонут в той же болтовне!
Отмените раз и навсегда домашние задания, и пусть дети ходят в школу как на работу, но не берут работу домой, чтобы не гробить зрение при свете лампы воспалённом! и дети забудут не только о близоруких глазах, но и о кривых и больных спинах, поскольку перестанут таскать на себе, как верблюды, сумы со скорбями... ах, виноват, с грузом знаний...

А какие ещё новые болты нужно наболтать для того, чтобы перестать наконец засовывать детей как будто в кувшины компрачикосов - в убогую в плане эргономики школьную мебель?
И кто и зачем её вообще придумывает заново, изготавливает и распространяет по школам при том, что можно просто скопировать лучшие существующие образцы? прежде всего - с оперативными регулировками всех антропометрич. размеров, высот и углов наклонов, со специальными регулируемыми же подножками и пюпитрами, для работы и сидя, и стоя, и т. д.
И почему вообще дети (!) должны высиживать академический (!?) час - практически в одной позе и притом достаточно неподвижно?
Кому и зачем это надо? только "педагогу", который иначе не может угомонить класс?

А кто, где и как осуществляет такой модный нынче мониторинг экологической обстановки?
О нет, не на многочисл. бумажках и не в красивых речах - а на деле, в реальных учебных помещениях реально существующих школ?
Отслеживается ли (только не с высоких трибун, а с помощью точных приборов, как это только и возможно!) здоровая электромагнитная обстановка? или мы просто боимся только мобильных телефонов, и только в уме?
Идут ли регулярные (только не на словах, а с помощью специальной аппаратуры) наблюдения за составом воздуха, которым дышат дети в школах? поддерживается ли его здоровая влажность? а здоровый ионный состав?
А каковы на самом деле концентрации вредных химич. примесей в воздухе школьных классов - особенно после популярных ныне косметических ремонтов, проводимых на средства, собираемые с миру по нитке?

А что самое поразительное - абсолютно все соотв. строительные и гигиенические нормы и требования давно известны, обоснованы и доказаны, и более того - узаконены на официальном государственном уровне самым твёрдым образом...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 02.02.2016, 18:42 | Сообщение # 22
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Ольга Демидюк

Давайте не бесить Вселенную

***

Вот я иногда думаю, что там, на небе, собрался молодой творческий коллектив. Работа у них такая. Креативная. Помогать людям воплощать мечты.

В понедельник в 9:00 у них планерка и обсуждение текущих мечт. Начальник отдела зачитывает новые поступления желаний с планеты Земля, все остальные переписывают их в свои ежедневники. Петя мечтает стать писателем. Коля — поваром. Наташа — фотографом. Ну, например.

Потом начальник так с энтузиазмом говорит: «Ну все, ребята, работаем! Мы же отличная команда! Мы профессионалы!»

И понеслось. Они придумывают какие-то невероятные сценарии и сюжеты. Точно рассчитывают время и место, чтобы столкнуть человека со случайными людьми и событиями. Составляют план и график. Согласуют со смежными группами, чтобы осуществление мечты Пети никак отрицательно не повлияло на осуществление мечты Коли. Проделывают колоссальную работу. Не спят ночами, не видят детей и кота. Мечтают, что после этого проекта обязательно попросят у шефа отпуск.

И вот проект подписан. Все инстанции дали добро.

Наступает день икс. Он обведен в календаре красным кружком. Все согласовано с астрологическим отделом. Близнец в Овне, все как положено.

Человек выходит из дома. Понимает, что забыл ключи. Пока бегал за ключами, опоздал на автобус. А на работе начальник-зверь и срочный проект. Человек вызывает такси, понимает, что сегодня останется без обеда, потому что на такси уйдут последние деньги. С испорченным настроением плюхается в машину. Таксист решает разрядить обстановку и делает радио погромче. Играет Лепс: «Самый лучший день». Человек просит переключить. На другой радиостанции — объявление. Такая-то студия по такому-то адресу объявляет новый набор в художественную школу. Телефон повторяют два раза. И таксист говорит: «О, в художники зовут. У меня племянница тоже хорошо рисует. Ей 5 лет сейчас, а все говорят, что талантище».

И человек ему отвечает грустно: «Я тоже в детстве хорошо рисовал».

А по радио опять объявление повторяют.

Там, на небе, все смотрят на это со скрещенными пальцами. Никто не дышит. Не шевелится. В туалет никто не выходит. Муха замерла в полете.

Человек переписывает номер телефона в свой блокнот.

Вся креативная группа выдохнула. Открывают шампанское. Все аплодируют и смеются. Кто-то подхватил другого кружиться в танце. Кто-то позвал на радостях коллегу на свидание.

А человек пришел домой. Рассказал жене. И она ему говорит: «Что это ты надумал? Что за глупости?»

И человек такой: «Действительно, что это я себе надумал! Глупости какие-то. Не рисовал-то уже с детства. Ну да, вспоминал об этом недавно. Хотел даже кисти купить. Но как-то все лишних денег не было. Как я пойду туда? Засмеют же...»

И там, на небе, все дружно: «Да что ж такое-то?! Как так?!»

Кто-то театрально швыряет бумаги со стола со словами: «Я не могу так больше работать!!!» Свидание отменяется. Шеф вызывает начальника отдела исполнения мечт с требованием отчета. Кто виноват? В чем косяк? Разбор полетов. Лишение премий. Никакого отпуска. Дома скучают дети и кот.

В общем, давайте не будем бесить Вселенную. Там ребята реально стараются. Без отпуска работают.

Давайте не будем.

Источник: http://www.adme.ru/svoboda....1169010 © AdMe.ru


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 15.02.2016, 12:21 | Сообщение # 23
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Андрей Степанов

С днем знаний

Я помню свой первый "1 сентября". Громкая музыка: "вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе, учат в школе..". Я рыдал и хотел уйти домой.

Моя первая училка на первом родительском собрании жаловалась моей маме: "он не обращает на меня внимание и постоянно смотрит в окно". На что моя мама ответила: "значит ему не интересно у вас на уроке".

После 6-го класса училка русского и литературы пообещала оставить меня на второй год. На собрании она сказала: "У меня два дебила в классе - Степанов и Фетисов". Мне пришлось сменить школу. Забегая вперед, скажу, что в итоге только Степанов и Фетисов из всего класса уехали в другой город и поступили в ВУЗы. Я работаю врачом, а мой друг Фетисов - архитектором.

После 9-го класса из новой школы для трудных подростков меня "попросили", так как дирекция решила организовать Гуманитарный лицей, а я, по их понятиям, не соответствовал новым требованиям.

Дальше я учился в ГПТУ (фазанка, ГосподьПослалТупыхУчиться), где я получил профессию электросварщика 3-го разряда и аттестат 11 класса. Общество полное гопоты и наркоманов произвело на меня неизгладимое впечатление, и я задался целью поступить в ВУЗ.

Моими любимыми науками были биология и химия. Я самостоятельно изучал их дома - на уроках по этим предметам было скучно как и на остальных. В 12 лет обустроил в своей комнате лабораторию, где мог получать чистые газы - хлор, водород, кислород с помощью электролиза. Выращивал кристаллы из растворов и расплавов различных солей. Конструировал химические источники электричества. Экспериментировал с взрывчатыми веществами - куда пацану без этого! Книжки брал в городской библиотеке. Любимым журналом был "Здоровье". Короче, я поступил в медицинский. Но это уже другая история.

И все-таки день знаний - праздник. Потому что всю жизнь для меня получение новых знаний было самым увлекательным занятием. Странно лишь то, что школа никогда не была моим покровителем.

http://glagolas.livejournal.com


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 15.02.2016, 18:21 | Сообщение # 24
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
Андрей Метельский

"У меня для вас плохие новости..."

"Андрей Метельский решает проблемы отцов и детей уже не один десяток лет. По образованию он врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, помимо этого гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC, сооснователь Института современного НЛП. Перечислять регалии нашего собеседника можно достаточно долго. Но надо ли? Разговор с Андреем с самого начала оказался непростым, неудобным и немного пугающим."

"Любовь к ребенку подразумевает уважение. Я уважаю любое его решение. Да, я могу предположить, что это решение может привести к не очень хорошим последствиям, и я предупрежу его об этом.

— И позволите выбирать?

— Вот как раз здесь — главная ошибка. Позволить выбирать — это опять распоряжаться собственностью. Повторяю: я уважаю его выбор. Лингвистически все очень точно отражается.

— Ребенок говорит: «Мне надоела школа, я не хочу туда ходить…»

— Пусть не ходит!

— Вы представляете себе последствия?

— У меня были такие подростки. Они осознанно отказались от школы, и я рекомендовал родителям не препятствовать им в этом. Вот, например, яркая ситуация. Подросток учился в каждом классе по два года, был двоечником, дрался, был совершенно неуправляемым. После нашего тренинга мать пришла домой и передала ему ответственность за свою жизнь. То есть сказала: поступай так, как считаешь нужным. Он в этот же день ушел из школы. Через неделю он устроился на работу, а еще через месяц по собственному желанию принес документы в вечернюю школу. Парень неплохо зарабатывал, стал в итоге отличником, а сегодня он довольно известный режиссер в Москве. Ему передали ответственность за свою жизнь, и он построил ее так, как хотел…"

"— Насколько детский сад и школа помогают в воспитании детей?

— Никак не помогают. Мы, родители, воспитатели и учителя, уже давно запутались и забыли две простые вещи. Школа и детский сад — учат, семья — воспитывает. Эти две сферы никак не должны пересекаться. И лично я уверен, что школа не имеет никакого права воспитывать вашего ребенка, а вы не должны заниматься его домашними заданиями. Когда мне на родительском собрании объясняли, как надо заполнять ту или иную тетрадь, я удивлялся: «А зачем вы мне все это рассказываете? Обсуждайте с сыном: он же ученик». Я самоустранился от процесса обучения, и, как показала практика, это очень полезно. Учителя поначалу были шокированы подобной позицией, но очень скоро они поняли, что я непреклонен, и мы находим общий язык.

Я не говорю, что полностью равнодушен к происходящему в школе у ребенка. Если он попросит у меня помощи с домашним заданием, я сделаю все, что смогу. Но только в этом случае. Я не проверяю дневники, в свое время объяснил старшему, как подделывать свою подпись, и не знал беды. Не то чтобы я учил ребенка врать, просто я объяснил ему, что в современном мире есть условности, которые мы вынуждены соблюдать. Какими бы идиотскими они ни были.

К слову, я вообще считаю, что если ходить и на родительские собрания, то обязательно с ребенком. Это же его учеба, его жизнь, его проблемы. Как можно обсуждать их без того, для кого это важнее всего?

Школа и детский сад, помимо образования, отчасти выполняют лишь еще одну функцию — социализации ребенка. Она дает модели того, как взаимодействовать с другими людьми, с обществом, с авторитетами. Те модели, которые порой строятся в наших учреждениях образования, здоровыми и нормальными я не считаю. Поэтому компромиссы со школой должны иметь максимум формальный характер."

***

Интервью полностью: http://people.onliner.by/2016/01/22/neformat-3/


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Четверг, 18.02.2016, 22:24 | Сообщение # 25
Группа: Пользователи
Сообщений: 219
Статус: Offline
Самоуправляющиеся ученики, учителя и родители:
Бирюзовая школа


Наши школы на сегодняшний день, возможно, наиболее далекие от самоуправления организации. Практически повсеместно школы превращены в автоматизированные предприятия для ежегодной обработки учеников партиями по 25 штук на класс. Дети воспринимаются как взаимозаменяемые учетные единицы, которые необходимо пропустить через определенную программу подготовки. В конце цикла тем, кто соответствует шаблону, присваивается статус выпускника, а «брак» отбрасывается по ходу процесса. Согласно этой системе, обучение лучше всего идет тогда, когда ученики часами молча сидят перед всезнающими учителями, заполняющими их головы информацией. Детям нельзя доверить составление учебных планов, определение собственной цели, решение, чему и как они будут учиться, — это должны делать только учителя. Но на самом деле и учителям тоже нельзя доверять. За ними бдительно следят директора и завучи, учебный округ, комиссии экспертов. Отработана система стандартизованных тестов и обязательных школьных программ — иначе невозможно определить, делают ли учителя хоть что-то полезное.

Эта фабричная система стремительно устаревает. Все больше и больше людей требуют усовершенствовать образование, экспериментируют с учебными программами, технологиями, управлением школой. Но возможно ли выстроить по-настоящему Эволюционную Бирюзовую модель школы? И на что это может быть похоже? Превосходный пример можно найти в Германии, в самом центре Берлина. [...]

Евангелическая школа ESBZ, 7–12-й классы, открыла двери в 2007 г., и во многом это была чистая импровизация. Всего за три месяца до начала учебного года городской совет внезапно выделил дряхлое панельное здание еще времен ГДР группе надоедливых родителей, которые ни за что не желали расставаться с несбыточной мечтой о хорошем образовании. К началу учебного года в школу записалось всего 16 учеников. Через несколько месяцев, к середине учебного года, к ним присоединились еще 30 человек, по большей части изгои и неудобные ученики, отвергнутые в остальных школах. Едва ли это можно счесть многообещающим началом для нового учебного заведения. Но сегодня, всего несколько лет спустя, Берлинская школа насчитывает 500 учеников, и сотни директоров школ, учителей и специалистов в области образования стремятся туда, желая изучить эту модель организации.

Вдохновителем проекта стала Маргрет Расфелд, преподаватель естественных наук и радикальный новатор из совершенно другой части страны. Группа родителей пригласила ее поработать директором новой школы. Идея родилась двадцатью годами ранее благодаря событию, коренным образом изменившему взгляд Расфелд на детей и образование. В 1986 г. несколько учеников восьмого класса пришли к ней, чтобы обсудить случаи насилия, унижений и вымогательства в школе. Маргрет сказала, что это можно обсудить частным порядком у нее дома, если они захотят. Пришло 16 школьников. Через неделю их было уже 33 человека. Подростки искали у нее советов и ответов на вопросы. Она не могла их дать. Но Расфелд помогла детям отправиться в путь, чтобы найти ответы самостоятельно. В процессе она открыла для себя детей с неведомой ей прежде стороны. Она была очарована их отвагой, упорством, гибкостью и одновременно устойчивостью, интеллектом и способностью к сочувствию. Все эти качества никак не могла пробудить в них школа. С тех пор Расфелд определила для себя: надо отдавать должное истинному потенциалу и характеру учеников. Ей захотелось задействовать в процессе образования не только разум, но и руки, сердца, души.

Перенесемся в настоящее, прямо к началу учебного дня. Посетитель ESBZ может почувствовать нечто необычное, еще даже не войдя в двери. Достаточно взглянуть, как идут в школу ученики, как они общаются. Дети не слоняются у входа до последней минуты, они явно хотят как можно скорее попасть в класс. Они несут в себе дух спокойной решительности и сосредоточенности, они уже думают о чем-то важном. Нет обычного подросткового позерства, соревнования, кто круче. Берлинская школа провозглашает основополагающие принципы: все дети уникальны, каждый имеет талант, обеспечивающий его личный вклад в общее дело, все ценны и необходимы здесь. То, как дети идут в школу, говорит о ней больше, чем сказали бы слова. Ученики буквально воплощают ее принципы всем своим видом — жестами и манерой поведения.

Каким образом заявленные принципы находят выражение в жизни школы? Первое и главное: детям предоставлена вся ответственность за свое обучение. Ученики учатся сами и учат друг друга в самом широком смысле. Взрослые здесь по большей части наставники и коучи, они выполняют обязанности учителя в традиционном смысле только тогда, когда требуется. Учителя Берлинской школы воодушевляют, советуют, хвалят, дают отзыв, спорят и предлагают задачи. Ответственность за обучение находится только в руках учеников.

"Учитель открывает двери. Входишь ты сам." Китайская пословица.

Начинается все с метода преподавания основных предметов: языка, математики, естественных наук. В ESBZ отказались от традиционного фронтального обучения — учитель перед классом. Предметы разделены на модули, для каждого модуля учителя готовят большие карточки из плотного картона, содержащие теоретический материал, практические упражнения и тесты. Учащиеся сами определяют путь обучения. Тот, кому труднее дается математика, может уделить больше времени ей и меньше другому предмету, который дается легче. В каждом модуле есть более сложные задания для тех, кому интересно, но выполнять их не обязательно. Ученик учится самостоятельно или в составе небольшой группы, если ему так лучше. Когда возникают вопросы, сначала с ними обращаются к другим ученикам. И только если соученики не могут помочь, дети обращаются к учителю (чье рабочее время не связано расписанием, чтобы обеспечить всесторонний индивидуальный коучинг). В группах смешаны дети разных возрастов — 7, 8 и 9-е классы учатся вместе. Учащиеся постоянно переключаются с обязанностей ученика на обязанности учителя. Старших специально обучают помогать младшим (что активизирует уже пройденный материал). Поскольку программа определяется учащимся самостоятельно, обучение в Берлинской школе носит инклюзивный характер. В каждом помещении для занятий обязательно есть дети с аутизмом и различными сложностями обучения. Обычно таких детей отправляют в специальную школу, но здесь они могут просто работать рядом с остальными в своем собственном ритме. Состав учеников необычно разнообразен и в социальном плане. 20% школьников представляют собой всякого рода меньшинства, 25% из семей, живущих на пособие, еще четверть поступает в Берлинскую школу из прямо противоположных, в высшей степени привилегированных социальных слоев.

У каждого ученика есть журнал, куда он записывает результаты своей работы, поскольку речь не идет о вседозволенности. Имеются ясные представления о том, какие результаты должны быть достигнуты учащимся к концу года (ученики, естественно, вольны выходить за пределы, многие так и поступают). Каждый ребенок раз в неделю по пятницам встречается один на один со своим учителем-тьютором. Вместе они обсуждают пройденный за неделю прогресс, возникшие проблемы, планы на следующую неделю. А также, если это уместно, эмоции и отношения, занимающие сознание ребенка. Посредством еженедельных разговоров учителя и ученики узнают друг друга гораздо лучше и на гораздо более глубоком уровне, чем в традиционных школах. Ребенок знает: кто-то заботится обо мне, здесь есть кто-то, кто меня выслушает. Дважды в год в беседах с тьютором ученики устанавливают для себя три цели на ближайшие несколько месяцев. Например, Пауль, стеснительный подросток 13 лет, решил освоиться с ощущением, что на него смотрят другие, чтобы не бояться привлекать внимание окружающих. Один из предметов, которые он намерен изучать, — публичные выступления.

Самостоятельное изучение основных предметов в выбранном учеником темпе занимает первые два часа утренних занятий. Бόльшую часть дня занимает работа над индивидуальными и коллективными проектами, связанными с задачами из реальной жизни. Одни ученики занимаются перепланировкой части школьного здания, а потом координируют ремонтные работы, проводимые по их плану. Другие ведут переговоры с городским советом, чтобы убедить его принять более высокие стандарты защиты окружающей среды. Учеников побуждают находить то, что имеет значение, метить высоко, падать, пробовать снова и праздновать достижения. Дети узнают на практике: их голос что-то значит, они могут что-то изменить, другие нуждаются в них, а они нуждаются в других.

В течение всего учебного года ученики 7 и 8-х классов каждую среду проводят два часа вне школы на уроке под названием «Ответственность». Посоветовавшись со своим тьютором, дети находят себе занятие, в ходе которого одновременно вносят посильный осмысленный вклад в жизнь общества и чему-то учатся. Пауль хочет преодолеть застенчивость и вызвался преподавать шахматы в своей бывшей начальной школе. Он услышал, что занятий по шахматам, которые он так любил, там больше нет, потому что учитель перешел в другую школу. Паулю было жаль, что дети в школе теперь не могут радоваться, играя в шахматы, как радовался когда-то он. И внезапно все обрело новый смысл: Пауль может обучать игре в шахматы, для этого ему придется регулярно выступать перед классом, что отвечает его цели научиться говорить на публике, а то, что он общается с ребятами помладше, облегчает процесс. Паулю оставалось только убедить директора бывшей школы позволить ему попробовать. Остальные дети примерно так же, как Пауль, ищут подходящие занятия. Кто-то работает в домах престарелых, кто-то организовывает школьные занятия в детсадах. Все зависит от склонностей и изучаемых предметов. Дети приобретают опыт собственной инициативы, осознают, что такое быть нужным, испытывают, что такое самим менять жизнь других людей в лучшую сторону.

В 8, 9 и 10-м классе у школьников есть урок под названием «Вызов» (красивое немецкое слово «Herausforderung» дословно означает «призыв расти изнутри наружу»)

Их приглашают прислушаться к своему нереализованному потенциалу, к тем способностям, что в них дремлют. В течение года старшие ученики организуют и готовят специальную трехнедельную сессию, где они, в одиночку или маленькими группами, заставляют себя выйти из своей зоны комфорта. Одна группа из четырех школьников подготовила трехнедельный поход на выживание в глухом лесу. Они жили в укрытии, которое построили сами, на подножном корму, который сами собирали. Даниэль, типичный экстраверт 16 лет, счел, что для него вызовом будет трехнедельная молчаливая медитация в монастыре. Учитель музыки предложил группе детей в течение трех недель усиленно заниматься музыкой по восемь часов в день на заброшенной старой ферме. Другие ученики поехали вместе на велосипедах через всю Германию с минимумом денег в запасе, так что им пришлось по пути стучаться на ночлег и просить еду. Такой опыт бывает очень непростым, но школьники в восторге от своих достижений, от того, что они смогли преодолеть внутренние ограничения, превозмочь свой страх, встретившись с ним лицом к лицу.

Но самый дерзкий эксперимент с ученическим самоуправлением в Берлинской школе носит иной характер. В конце двенадцатого года обучения школьники в Германии сдают государственный экзамен. От полученных баллов зависит, в какой университет они смогут поступить. Ставки так высоки, что до сих пор методы обучения в 10–12-м классе оставались традиционными, ориентированными на сдачу тестов в гораздо большей степени, чем того хотелось бы ученикам и преподавателям. И тогда они задались вопросом, возможно ли полностью перестроить программу обучения в 10–12-м классе в соответствии с основополагающими принципами школы, но при этом как следует подготовить школьников к госэкзамену? В 2014 г. все ученики старших классов заняты в масштабном годовом проекте по изменению методики обучения. Эксперты в проектном мышлении (Design Thinking, методология, разработанная знаменитой дизайнерской фирмой IDEO) помогут детям и учителям во время интенсивной двухдневной работы в проектной мастерской разработать общую концепцию. Ученики и учителя затем будут работать в течение всего года при поддержке ведущих экспертов в области образования, чтобы воплотить эту концепцию в конкретные формы и методы работы. Таким образом, ученики и учителя весьма эффективно перестраивают собственную школу.

Учительский коллектив ESBZ тоже руководствуется принципами самоуправления. Обучение — часто профессия для одиночек, но в Берлинской школе это командный вид спорта. На каждый класс есть два учителя-тьютора, поэтому все учителя работают в тандеме. Три класса образуют своего рода мини-школу — они занимают один этаж с маленькой учительской, где еженедельно встречаются шесть учителей. Эти мини-школы по сути то же самое, что команды FAVI, Buurtzorg или AES, то есть универсальные организационные единицы, способные быстро реагировать на ежедневный поток возникающих вопросов и открывающихся возможностей. На бумаге в школе существует традиционная иерархия (это не частная школа, она финансируется из общественных средств, поэтому должна иметь положенную структуру из директора, двух заместителей и заместителя по учебной работе). Но мини-школы могут принимать любые решения без одобрения директора школы.

Родительский комитет тоже работает на основе самоуправления. Школа создана со специальным статусом — город оплачивает лишь 93% от зарплат учителей, но на содержание здания и прочие расходы никаких средств не выделяет. Родители должны восполнить недостаток в финансировании. Размер участия рассчитывается в зависимости от дохода семьи. Чтобы снизить расходы, родители решили ежемесячно посвящать три часа работе на школу. Что и как они будут делать, решается на основе принципов самоуправления. Например, команда, отвечающая за ремонт, регулярно организует на выходных фестиваль, где 50 родителей в праздничной обстановке с удовольствием выполняют грязную работу и приводят в порядок классные комнаты. Постепенно, шаг за шагом, родители создали функциональные и при этом теплые, приятные глазу помещения в здании, всего несколько лет назад захудалом, протекавшем со всех сторон. Во внеурочное время в помещении школы проводят семинары. Их посещают сотни директоров школ и учителей, желающих понять секрет здешнего волшебства. Занятия (как вы, наверное, уже догадались) ведут почти исключительно ученики, а не учителя или Маргрет Расфелд, основатель и директор школы.

Примечательно, что у EBSZ нет никаких дополнительных льгот. Школа, как любая другая в Берлине, обязана сохранять установленное количество учебных часов. Бюджет ее меньше, чем у других государственных средних учебных заведений, даже с учетом вклада родителей. Повторить успех Берлинской евангелической школы может любая школа, поскольку вопрос тут не в деньгах или ресурсах. Все, что нужно, — взглянуть на детей, учителей, родителей и образование свежим взглядом.

Фредерик Лалу "Открывая организации будущего"
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 22.02.2016, 10:04 | Сообщение # 26
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
"При сегодняшних хаотичных учебных программах издание новых учебников будет пустой тратой времени. Более того, пока написание учебников будет не основной работой для учителей и преподавателей, а подработкой, нормальных учебных пособий появиться не может. Нельзя писать учебник по ночам или в перерывах между основными делами. Учебники не пишутся за несколько месяцев. Пока все это не учтут специалисты Министерства образования, многомиллионные траты на новые учебники будут пустой тратой денег. Такое мнение высказал репетитор Евгений Ливянт в новом выпуске проекта об образовании «Работа над ошибками»."

Читать полностью: http://news.tut.by/society/485670.html

***



http://albert-magnus.livejournal.com/44173.html?thread=27277


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Среда, 24.02.2016, 00:35 | Сообщение # 27
Группа: Пользователи
Сообщений: 219
Статус: Offline
Цитата Captain_Nemo ()
Нельзя писать учебник по ночам или в перерывах между основными делами. Учебники не пишутся за несколько месяцев.
Полностью согласна!!!!
yes
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 24.02.2016, 13:30 | Сообщение # 28
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
На энтузиазме в принципе smile можно, а вот что безоговорочная могила - так это авторские коллективы...

Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Воскресенье, 28.02.2016, 14:20 | Сообщение # 29
Группа: Администраторы
Сообщений: 1980
Статус: Offline
«Школа — это зона бесправия»

Книга психолога и педагога Гэри Томаса «Образование: Очень краткое введение»

Источник цитат полностью: http://lenta.ru/articles/2016/02/28/school/

Акценты жирным шрифтом мои (C. N.)

***

"Гэри Томас — преподаватель педагогического факультета Бирмингемского университета. Он работал учителем и школьным психологом, его педагогические и научные интересы сосредоточены в области инклюзивного образования и социальных наук. Книга «Образование: Очень краткое введение» была впервые опубликована на английском в издательстве Oxford University Press в 2013 году. Спустя три года она выходит на русском языке под редакцией декана Бизнес-школы НИУ ВШЭ, доктора физико-математических наук Сергея Филоновича."

"С разрешения Издательского дома ВШЭ «Лента.ру» публикует отрывок из книги Гэри Томаса «Образование: Очень краткое введение»."

***

"Существует непреодолимое расхождение между навязшими в зубах представлениями о том, что образование — это путь к победам, социальной защищенности и счастью, и той тоской, которую на самом деле внушает школа. Один только запах свежеотремонтированной к сентябрю школы вызывает у многих детей фобические симптомы — тошноту, тоскливо-тревожное чувство и острое желание сбежать."

"Иван Иллич одним из первых подытожил размышления о смысле и назначении школы. В своей небольшой книжке «Освобождение от школ» (1971 год) он убедительно аргументирует необходимость избавиться от школ. Его основная мысль сформулирована уже на первой странице: «Право на учебу нарушается обязанностью ходить в школу».

Он утверждает, что мы путаем преподавание с обучением, хорошие оценки с образованием, а дипломы — с профессионализмом. Он ставит вопрос ребром: спросите любого человека, каким образом он научился тому, что умеет делать и ценит в своей жизни, и многие, даже те, кто отвергает прогрессивные идеи, сознаются, что этому они научились вне школы. «Знание фактов, представления о жизни и работе они приобрели посредством дружбы или любви, из книг или телепередач, на примере своих сверстников или даже из случайной встречи на улице».

Я прочел эту книгу в 1970-х годах, когда получал педагогическое образование, и она произвела на меня очень глубокое впечатление. Я спросил у себя: а чему действительно полезному я научился в школе? Чтение, письмо, арифметика, но в основном мне запомнилось, как меня, совсем еще маленького мальчика, так напугали плохие учителя, что моим родителям пришлось самостоятельно меня обучать, чтобы исправить проблемы, создаваемые школой: ведь я был просто в ужасе от школы и всего, что было с ней связано."

"...Иллич утверждает, что любые решения, осуществляемые на базе школы, будут неэффективными просто по определению, потому что школьная деятельность слишком часто не носит никакого образовательного характера. Обучение — это такая штука, которая чаще всего происходит незапланированно и с какой-то целью — и это должна быть настоящая серьезная цель, а не просто стремление угодить учителю или выдать правильный ответ. В школах редко случается незапланированное обучение, и никакой серьезной цели для обучения они обеспечить тоже не могут."

"Иллич восхищался работой бразильского педагога Паулу Фрейре, который стал для Иллича своего рода хрестоматийным примером того, как должно осуществляться образование."

"Грамотность и свобода, с его [Фрейре] точки зрения, неразрывно связаны между собой. В своей работе «Педагогика угнетенных» он утверждает, что традиционные формы образования нужны только для того, чтобы сохранять угнетение бедных. Грамотность нужна не для того, чтобы «улучшать» бедняков к выгоде угнетающих их людей; повышение уровня образованности рабочих не должно быть средством производства более квалифицированных рабочих и более покладистых потребителей. Образование должно освободить их от угнетения — оно должно стать ядром демократических процессов."

"Джон Гарднер, американский министр здравоохранения, образования и социального обеспечения, в 1965 году выдвинул скандальное предположение, что всему, что выпускник школы проходит за 12 лет обучения, на самом деле можно выучиться за два года. Взрослые ученики Фрейре, учившиеся вне школьного формата по программе, разработанной специально для их нужд, доказывают правоту Гарднера: грамоте они обучились буквально за считанные недели. В таком случае, под большим вопросом оказывается необходимость посвящать этой задаче несколько лет начальной школы, учитывая, что этот проект часто оканчивается неудачей. Результаты метода Фрейре — веский аргумент в пользу утверждения Иллича, что настоящее образование со школой никак не связано."


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Среда, 02.03.2016, 01:31 | Сообщение # 30
Группа: Пользователи
Сообщений: 219
Статус: Offline
Какой подарок Вы сделали в свой день рождения, Captain_Nemo, … мне)))))
Замечательная находка!!!
Цитата Captain_Nemo ()
Книга психолога и педагога Гэри Томаса «Образование: Очень краткое введение»
СПАСИБО!
От всей семьи, от всей души поздравляем с праздником!
ЛЮБВИ! ТЕПЛА! ГАРМОНИИ!
flower
Свой подарок привезем лично!))
 
Форум » Форум » Неконное » Школа, образование и самообразование: (размышления, опыт, источники и литература)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Используются технологии uCoz