|
|
Ересь конная "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19) | Приветствую Вас Гость | RSS |
От команд-рычагов к командам-кнопкам,
|
|
Captain_Nemo | Дата: Суббота, 11.01.2014, 14:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Выезжая лошадь, или управляя уже выезженной, человек транслирует ей свои желания (и соответствующие сигналы-команды) посредством так называемых средств управления. Поэтому вопрос о правильном применении правильных средств управления лошадью является, возможно, самым главным и в верховой езде, и в берейторском искусстве. Однако даже в определении и классификации (не говоря о применении) средств управления наблюдается разброд и шатание, чтобы не сказать: откровенный бардак. Например, правила ФЕИ по выездке почему-то не содержат даже простого перечня этих средств... правильность применения которых, тем не менее, оценивается судьями. Поэтому остается обратиться к литературе и жизненному опыту.
Вильгельм Мюзелер утверждает, что "всадник может воздействовать на лошадь шенкелями, поводьями, своим корпусом и пояснично-крестцовым отделом туловища." Джеймс Филлис добавляет (совершенно логично!) к этому списку голос человека: "ногами и руками иной раз вы не можете воспользоваться, но голос и интонация всегда в вашей власти. Представьте себе, что вы, сидя на горячей, нетерпеливой, строгой лошади, попали между экипажами. Руки и ноги тут вас не выручат, но если вы приучили лошадь к голосу и если она ему доверяет, то при звуках его она успокоится. Сколько раз выручал меня голос. Приучив лошадь к голосу, я избавляю ее от лишнего наказания. Я люблю и езжу только на горячих лошадях. На моих лошадях, но непременно приученных к голосу, ездят дамы, и до сих пор мне везло, так как несчастных случаев с ними не было." (Замечу в скобках, что современные правила выездки использование голоса, напротив, запрещают, что говорит, увы, о многом...). Энтонии Паалман и езда в стиле "вестерн" напоминают нам, что поводом удобно пользоваться отдельно от железа: например, накладывая его с одной стороны на шею лошади, а от другой - отводя, и тем самым побуждая лошадь повернуть. Сюзанна фот Дитц классифицирует средства управления по производимым эффектам: "...подачу команд я рассматриваю как сложную комплексную ситуацию, предъявляющую определенные требования к всаднику, и не делю их, как принято, на три составные части — управление уклонами корпуса (перераспределение веса), шенкелями и поводом. Я разделила бы их по функции на высылающие, собирающие и ограничивающие команды." Повседневный жизненный опыт подсказывает, что для работы с земли, в руках, в список нужно внести бич или хлыст, а еще - жест. Отдельным вопросом является применение ласки, которая, если задуматься - тоже без сомнения средство управления.
Однако это не исторический очерк и не обзор литературных источников... важно сказать, что буквально все авторитетные всадники, берейторы и тренеры европейской школы выездки и езды сходятся в одном: правильное применение средств управления - это всегда применение комплексное, всего вместе; а искусство выездки и езды состоит, таким образом, в том, чтобы уметь точно дозировать каждый из компонентов, но применять их всегда одновременно, и к тому же - вовремя и не напрягаясь. Однако правильно ли это, лучший ли это стереотип действий из всех мыслимых?
Сперва давайте подумаем вот над чем: какие средства управления уместны при обучении (выездке) лошади, а какие - в ходе езды на готовом продукте? Мне кажется, что обучение лошади должно быть максимально простым, доходчивым и эффективным, и потому в процессе выездки допустимы любые адекватные сигналы, команды и средства управления, даже самые нетрадиционные, даже совершенно неуместные в ходе "простой" езды - лишь бы лошадь понимала, что от нее хотят, лишь бы отзывалась как надо. И здесь открывается широкий простор для эксперимента и для творчества: как сделать процесс выездки лошади еще и еще эффективнее? Но езда на уже выезженной лошади, так сказать, жатва плодов - дело совсем иное! В итоге правильный выездки управление лошадью прежде всего должно стать максимально легким и простым - это подсказывает самый элементарный здравый смысл; иными словами, управление готовой лошадью должно быть максимально эргономичным (экономичным): человек должен тратить на подачу соотв. сигналов минимум размышлений, сил и времени. И с этой точки зрения многие соотв. традиции - очень далеки от разумного удобства! Почему разбор повода в обе руки, как минимум, столь же традиционен, как и в одну? Почему аж четыре повода в двух руках считаются, как минимум, столь же приемлемыми, как и два? Почему главным из всех традиционных средств управления часто называется такое крупное и тяжелое средство, как корпус всадника, вернее - смещения его центра тяжести? Почему действия такой крупной и тяжелой частью тела всадника, как таз, тоже часто считаются основополагающими и вполне приемлемыми? Почему тоже крупные и тяжелые ноги всадника должны действовать столь вариативно и разнообразно, что только диву даешься: и шпора тут уместна бывает, и шенкель (причем разные его части!), и колено, и шлюсс? Причем все эти части должны, по идее, действовать не столько сильно или быстро, сколько идеально точно и координированно... не слишком ли это сложная и неадекватная по определению задача?
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Вторник, 21.01.2014, 12:24 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Обсудим поподробнее управление лошадью путем смещения центра тяжести корпуса всадника, и сперва зададимся главным вопросом: а зачем это вообще нужно? Наиболее логичный ответ на этот вопрос дает, в частности, известный специалист Марайка де Йонг:
"Всадник переносит вес тела на внутреннюю седалищную кость, чтобы убрать давление с растягивающихся мышц внешней стороны спины." ( http://www.academicartofriding.ru/ )
Этот довод хорош и понятен в том смысле, что не противоречит физиологии и биомеханике лошади, но у меня вопрос: облегчая работу одной половины спины - не ухудшаем ли мы тем самым жизнь другой половине? Безусловно, соотв. уменьшение давления на мышечный тяж облегчает его растяжение - но разве перегрузка соседа упрощает его сокращение? А вот еще одно сомнение: если задуматься, предлагаемая доктрина противоречит главной цели оседлывания лошади: распределить давление от веса всадника по наибольшей поверхности ее, лошади, спины - и максимально равномерно. И это противоречие, между прочим, косвенно подтверждается и производителями седел: например, седла для выездки имеют куда меньшую площадь контакта со спиной лошади, нежели седла пробежные, полицейские и т. п. Свое следующее сомнение я опишу вопросом: а как успеть вовремя? Тело человека выше талии, его голова и руки от плеч до локтей (допускаем, что руки от локтей до кончиков пальцев никуда не смещаются, поскольку заняты поводом) - достаточно массивны: кусок мяса с костями и ливером, центр тяжести которого необходимо сместить, составляет примерно 50% массы всего тела, то есть в среднем 35-40 кг. И поэтому сместить центр тяжести этой массы быстро, точно и в нужный момент - не слишком простая и удобная для выполнения задача. Из чего я делаю вывод: возможно (только возможно!), что применение описанного приема и правда удобно и необходимо - но лишь в тренировке, лишь в процессе работы, выездки лошади, только для временного облегчения работы еще необученных и непривычных к соотв. приемам мышц ее спины. Иными словами - только для соблюдения педагогических принципов постепенности и доступности, только в качестве подводящего упражнения, а не итогового результата. Потому, что при необходимости управлять уже обученной лошадью максимально быстро, точно и вовремя - метод смещения центра тяжести корпуса всадника может оказаться неадекватно громоздким и неудобным.
Такой, в общем-то, разумный и логично рассуждающий авторитет, как Энтони Паалман - усложняет обсуждаемую ситуацию еще более:
"...при повороте, например, направо [...] всадник поворачивает внутреннюю седалищную кость так, чтобы она высылала лошадь вперед и одновременно обременяет внутреннее, правое стремя."
Во-первых, "подвернуть" только "внутреннюю" седалищную кость в принципе невозможно: обе седалищные кости являются неотъемлемыми составными частями таза, который, как известно, монолитен. Во-вторых, на сокращающуюся половину спины (внутреннюю) приходится уже не только дополнительное давление, но и высылающее действие седалищной кости... удобно ли это [мышцам] лошади, приятно ли, понятно ли, лучший ли это вариант из всех мыслимых?
Традиционной концепции шквала команд присущи еще несколько очень распространенных проблем, которые хорошо иллюстрирует еще одна цитата того же специалиста:
"Правильные средства управления на галопе описаны во многих книгах, они были и остаются прежними: они позволяют поднять выезженную лошадь в галоп с любого аллюра, с осаживания и с остановки. Они прилагаются в ослабленной форме на каждом темпе галопа, чтобы поддерживать активность задних ног. При подъеме в галоп всадник делает посыл тазом и полуодержку. Он отводит наружное плечо назад и переносит свой вес в направлении наружной задней ноги, так как она принимает весь вес лошади и всадника при подъеме в галоп. Одновременно внутренний шенкель высылает лошадь у подпруги, а наружный лежит позади подпруги, чтобы не позволить лошади откинуть зад. Эти средства управления применяются на каждом темпе, а именно в момент, когда внутренняя передняя нога ставится на землю."
Теперь подытожим возникающие вопросы...
I Человек должен отдавать лошади какие-то команды "на каждом темпе" аллюра... зачем? "Чтобы поддерживать активность задних ног", допустим... но что же это за активность, которая падает без постоянного искусственного поддержания средствами управления? И зачем она такая вообще нужна? И не лучше ли научить лошадь активизировать задние ноги как положено самостоятельно и заранее?
II "Правильный" подъем в галоп (по Паалману и по "многим книгам") должен представлять собой гармонично синхронизированное (!) сочетание 6 (шести!) различных движений различных частей тела всадника: 1) посыла тазом; 2) полуодержки; 3) отведения наружного плеча всадника назад; 4) переноса веса [корпуса всадника]; 5) работы внутреннего шенкеля; наконец, 6) работы наружного шенкеля.
Это ли не абсурд?
А вот и нет, это еще далеко не самый абсурдный абсурд из всех здесь возможных: ведь та же полуодержка тоже представляет собою вовсе не какое-то одно простое действие - а целый комплекс движений. Которые тоже надо увязать в один крепкий узел и друг с дружкой, и со всеми прочими сигналами и командами... И уже только поэтому вместо красивого воплощения изящных теорий мы часто видим совсем иное: ураган непонятных ёрзаний, ужимок, конвульсий и раскачиваний а-ля морячок в кафешантане - и "поддержка" каждого чиха лошади "на каждый темп" путем непрерывного ковыряния ее боков шенкелями, пятками или шпорами.
Для объективности посмотрим, какие же команды кодифицированы в самом главном и самом официальном источнике по теме: в современных правилах ФЕИ по выездке. Увы... в сравнении с этим рекомендации Паалмана выглядят просто детскими прописями. Например для того, чтобы просто остановить лошадь - по правилам ФЕИ надо отдать ей... неизвестное количество команд. Не верите?
"Остановка осуществляется посредством смещения центра тяжести ближе к задним конечностям лошади за счет усиления воздействия седалища и шенкелей всадника, посылающих лошадь на все более ограничивающий движение, но мягкий повод. За счет этого достигается почти мгновенная, но не резкая остановка в заранее определенном месте. Предваряет остановку серия полуодержек (см. Переходы)." ( http://www.kazequestrian.org/Sport/docs/rules/Dressage_Rules.pdf )
Итак, для остановки лошади надо двинуть тазом и шенкелями, что-то сделать поводом - но перед всем этим осуществить неизвестное количество полуодержек... тогда как в разделе "Переходы" количество этих выполняемых заранее полуодержек [конечно] не регламентировано. И нигде больше во всех Правилах - тоже.
Вот так: командуйте сколько хотите, лишь бы побольше. Сериалом.
***
Столь развесистое древо абсурда имеет, как мне кажется, всего лишь один корень всех зол, растет только лишь из одной, но фундаментальной ошибки современной европейской спортивной школы ВЕ:
"Сбор достигается и улучшается путем подведения под корпус лошади задних ног, с согнутыми и эластичными суставами. Это осуществляется при помощи повторяющихся действий рук, седалища и шенкелей всадника." (там же)
И вот очередной вопрос: а что именно здесь имеется в виду? Что таким образом лошадь надо ТОЛЬКО УЧИТЬ - или для того, чтобы поддерживать в сборе лошадь УЖЕ ВЫЕЗЖЕННУЮ, на ней все равно надо непрерывно елозить и пошевеливать всеми интимными частями тела всадника? Как известно, сбор лошади преследует две главные цели: 1) чтобы лошадь не страдала от несения всадника - несла его на "арочной", а не проваленной спине; и 2) чтобы лошадь была (по необходимости момента!) более совкой - могла выполнять самые неожиданные, разнонаправленные и быстрые движения координированно и без травм. И здесь снова возникают очередные вопросы... впрочем, перейду сразу к ответам.
Пока верховые лошади применялись утилитарно, а не развлекательно - было самоочевидно: нести всадника как следует они должны уметь сами, а управляться - в любых самых сложных ситуациях! - максимально просто и эргономично. Потому, что кавалеристам некогда было вникать в мастерские тонкости выездки и езды - им нужно было неустанно совершать длинные переходы и короткие, но резвые броски, рубить мечом, колоть копьем и прикрываться щитом, целиться и стрелять, прыгать и плавать, лавировать между деревьями или воронками от снарядов и уходить от таких красивых фонтанчиков от пуль... Или вообразим реакцию закаленного в боях ветерана-танкиста, которому вдруг сказали, что теперь он должен уметь не просто рулить или стрелять, а еще и непрерывно жать на особые рычаги только для того, чтобы под ним... не провалилось сиденье...
***
Пока на кону стояли человеческие и лошадиные жизни - цирк абсурда был неуместен; воцарился же он тогда, когда "мастерство" всадников и "выезженность" их коней стали оцениваться не пулеметной очередью в затылок, а невнятным бормотанием неизвестных людей в закрытых будках по периметру "боевого поля"...
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Четверг, 23.01.2014, 16:42 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Честный и умный новатор Паалман отвечает на некоторые из заданных выше вопросов совершенно откровенно и логично:
"...не существует единого рецепта, по которому было бы возможно выезжать всех лошадей. При отработке этого упражнения, как и всех последующих, я буду давать два варианта применения средств управления: для молодой лошади и правильное, обычное применение их для выезженной лошади." Притом на самом деле для нек. случаев автор рекомендует не один "молодой" вариант, а несколько...
Подытожим, поскольку в одной этой небольшой цитате скрыто много важных смыслов... 1) Берейторское искусство не просто допускает, а подразумевает само собою огромное разнообразие сигналов, команд и средств управления. Чем больше - тем лучше. Поскольку только так можно сделать процесс обучения любой лошади самым для нее доступным, а значит - самым быстрым и эффективным, в чем, собственно, и состоит искусство (и творчество) берейтора. 2) Средства управления и соотв. команды, наиболее уместные в работе с молодой (или испорченной) лошадью, уместны там потому, что понимаются ею быстрее и отчетливее, нежели средства и команды "обычные", общепринятые. 3) Но вот странность: в итоге мы должны сделать всех лошадей более или менее одинаковыми, причем не в плане проявления каких-то талантов, а в плане техники управления. И в этом нет ничего плохого или принципиально неправильного; вопрос только в том, насколько оптимально устройство этой общепринятой системы управления? Почему, например, мы можем и должны использовать голос в выездке, но уже не можем - в спортивной выездковой езде? Почему мал-мала-меньше замечательных для процесса выездки команд - нельзя свести в результате к какому-то одному и самому простому сигналу вроде цоканья языком? По каким таким причинам мы должны сменить сноп одних команд на не меньший ворох других, "правильных"... неужели только потому, что так принято [везде]? И почему повелось думать, что "правильный" всадник на "правильно" выезженной лошади должен постоянно передергивать сразу несколько рычагов вместо того, чтобы время от времени нажимать какую-нибудь одну кнопку?
Неугомонное желание непрерывно транслировать лошади целый комплекс разнообразных команд-сигналов проистекает, в числе прочих, из еще одного старого заблуждения. О том, что лошади надо непременно и активно "помогать". Быть всегда настороже, чтобы успеть вмешаться - и вмешиваться немедленно и бурно при каждом малейшем не так... Лошади "помогают поводом": не спотыкаться, не падать, собираться, прыгать... "Помогают" также отдельно взятым частям ее тела: например, бинты "помогают" ногам лошади, а подковы - копытам. "Импульс" "поддерживают" ногой, а лошадь в целом - "освежается" хлыстом или шпорой. Таз всадника должен "сопровождать" движения спины лошади, а руки всадника - движения ее головы и шеи... Однако не пора ли взглянуть на ситуацию немного иначе и предположить, что лучшая помощь лошади - это не мешать ей? Быть более пассивным, нежели активным. Быть раскованным и всегда готовым к немедленному и решительному действию, да - но тем не менее позволять лошади совершать множество полностью самостоятельных и почти никак не ограниченных действий. Не дурить лошади голову, не законопачивать все извилины ее мозга непрерывным потоком предложений и распоряжений - а посмотреть на то, что она предлагает сама, и добросовестно вникнуть в поступившее предложение на предмет: а вдруг оно вовсе не так уж и плохо?
Изложив на словах и картах план будущей битвы, талантливый полководец на военном совете всегда просит высказаться первым того, кто младше всех чином! Иначе авторитет высших чинов задавит возможную здравую инициативу еще до ее рождения... А ведь в любых отношениях человека с лошадью именно человек должен быть победоносным и беспрекословным, но одновременно и самым любимым начальником, за которым и в огонь, и в воду, не правда ли?
Сперва научиться видеть и слышать лошадь, а лишь потом - отвечать ей и вносить встречные предложения. Сперва научиться "просто кататься", и только потом - одновременно скакать и выстреливать очереди команд. И кажется, что настоящее мастерство выездки и езды подразумевает умение достигать максимума результатов минимумом самых простых средств: ведь самые короткие и однозначные распоряжения лучше поймет даже самый растерянный или испуганный исполнитель-новичок, тогда как опытный и знающий - проявит лучшую инициативу и сам.
Унять зуд немедленно бежать на помощь и бурно суетиться, ее оказывая; и уметь, и хотеть (!) не мешать лошади; выслушивать и переубеждать, а не диктовать и муштровать...
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Понедельник, 03.02.2014, 20:26 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| "Командой-рычагом" я называю такую, для отдачи которой приходится прикладывать сравнительно большую силу или перемещать сравнительно большой вес, но это не все: команда-рычаг действует на какую-либо часть лошади так, что почти не оставляет возможности уклониться от ее исполнения. Например, перемещение центра тяжести всадника вынуждает лошадь искать новое равновесие системы "всадник+лошадь": перемещаемая масса сравнительно велика. Другой пример: изменения положения головы и шеи лошади посредством повода - и не только связанного с железом! - осуществляется непосредственно-механически и достаточно непреклонно... рискну сказать: без обращения к рассудку и даже к потребностям тела лошади. Заявления выше выглядят, вероятно, темно, смешно и странно, и поэтому я должен пояснить, что именно имею в виду...
Проанализируем, например, известные алгоритмы движений лошади при переходе с прямой на круг (на вольт). Обильный и бесспорный опыт лучшего берейторского искусства давно обозначил основные принципы правильного вхождения лошади в вольт: корректное боковое сгибание всего позвоночника лошади, подведение внутренней ноги глубже под корпус, движение без потери равномерности, скорости, импульса, раскованности и т. п. И все это, повторю, бесспорно... небесспорно другое: если эти принципы настолько правильны и удобны прежде всего для лошади, как об этом говорят - почему же тогда принято ставить все части тела лошади в нужные положения механически, можно даже сказать - искусственно? Железякой (а часто и не одной, а парой!), поводьями и руками, тазом, шенкелями или шпорами, наконец - перемещениями центра тяжести всадника целиком? То, что все эти действия могут быть нужны в процессе обучения лошади правильным, но совершенно пока незнакомым движениям - опять-таки бесспорно. Но когда лошадь уже более или менее обучена, когда новые движения ею уже поняты и стали для нее удобными и привычными - рискну сказать: осознанными - почему же и теперь пара всадник-лошадь чаще всего нуждаются в целом комплексе различных "дерганий за веревочки"? Ведь казалось бы - все должно быть точно наоборот: в результате правильной выездки лошадь уже поняла, что двигаться по-новому - проще, легче, удобнее, экономичнее, менее травмоопасно, в конце концов... И поэтому уже может, казалось бы, выполнять все необходимы телодвижения совершенно самостоятельно и точно вовремя. Почему же на практике часто наблюдается совершенно противоположное? Почему одним из важных показателей мастерства всадника и выезженности лошади считается уход от какой-то одной и самой простой команды вроде "но!" или "тпру!" - к целой куче куда более тонких и сложных?
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Среда, 05.02.2014, 01:41 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Выше я упомянул две характерные черты многих традиционных "команд-рычагов": неэкономичность и непреклонность; но есть и третья - искусственность. Скажем, нужное положение головы и шеи лошади - например, определенная степень постановления для правильного движения по кругу - достигается и поддерживается искусственно, внешними силами, со стороны: руками всадника посредством повода и т. п. снаряжения. А слово "искусственно" в данном контексте обозначает один неудобный вопрос: если какое-либо положение или движение действительно [должно быть] удобно лошади - не разумнее ли позволить ей поддерживать нужные величины сказанного полностью самостоятельно? Поскольку лично я вижу здесь очевидный конфликт с элементарной логикой: либо мы и правда учим лошадь чему-то действительно для нее удобному и нужному - либо это всего лишь красивые слова. Поскольку если лошадь осознала предлагаемое удобство и научилась, следовательно, им пользоваться к месту и совершенно добровольно - к чему же тогда продолжать театр марионеток и дергать за веревочки лошадь уже так или сяк выезженную? У этого вопроса есть и обратная сторона... Зачем вообще нужны команды, которые легко игнорировать? Чем, собственно, так уж плоха непреклонность, насильственность и искусственность многих традиционных "веревочек"? Не абсурд ли это: отдавать лошади такие распоряжения, которые не только не предотвращают, но часто, кажется, провоцируют непослушание? Не абсурд. Во-первых, отдача самых простых, легких и мягких "команд-кнопок" - это важнейший, этапный экзамен: хорошо ли лошади на самом деле, осознала ли она предлагаемые человеком стереотипы новых и лучших положений и движений, научились ли пользоваться ими прежде всего для собственного удобства, а не только для "галочки" в графике тренировок? Во-вторых, даже самый знающий и опытный всадник или берейтор не может быть безрешен и безошибочен; и потому необходимо давать лошади шанс на... совершенно откровенный ответ. На прямое высказывание честного и искреннего мнения о предлагаемых человеком нововведениях. Которое мнение лошадь может высказать, конечно, только более или менее свободными телодвижениями.
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Воскресенье, 23.02.2014, 14:40 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Поясню и обобщу все вышесказанное на некоторых конкретных примерах.
"Обычный" поворот [головы] лошади по принципу "один повод тянем, другой отпускаем" - безусловно, команда-рычаг: голова лошади приводится в нужное положение непосредственно-механически. Альтернатива-кнопка - наложение повода на шею лошади с одной стороны и "открывание ворот" (отведение повода от шеи) с другой: вместо механического изменения положения частей тела лошади мы подаем ей лишь тактильные и зрительные сигналы. Посыл шенкелем - конечно, кнопка, поскольку лишь возбуждает в лошади тактильные ощущения, тогда как любые команды тазом и корпусом являются, конечно, рычагами, причем самими мощными из возможных в данном случае: ведь любая команда тазом ("поясницей") или корпусом всегда подразумевает те или иные движения "не в такт", причем осуществляемые через самую тесную механическую связь самых массивных частей тела и лошади, и всадника. Бич, хлыст и шпора - еще все-таки кнопки, хоть и могущие быть очень "острыми", а вот корда - особенно в комбинации с добротной бочкой - уже все-таки рычаг, поскольку принуждает лошадь бежать по правильному кругу определенного диаметра чисто механическими средствами. Тогда как работа в двух кордах (в вожжах) на сравнительно большом пространстве - это снова работа-кнопка уже только потому, что подразумевает возможность легкого и быстрого ухода лошади с круга одного заданного диаметра на любую другую траекторию движения... Бесспорные кнопки, хотя и могущие быть очень-очень влиятельными - голос и жест.
Наконец, большая группа особенных, очень могущественных и очень полезных кнопок - это границы-ориентиры внешней среды вроде стенки манежа, жердей кавалетти или даже собственно рельефа/характера местности; о том, как нажимать подобные кнопки для целей дрессировки или выездки лошади, я уже писал в след. темах:
http://onm.ucoz.net/forum/30-234-1 http://onm.ucoz.net/forum/30-316-1 http://onm.ucoz.net/forum/30-302-1 http://onm.ucoz.net/forum/30-117-1 http://onm.ucoz.net/forum/30-106-1 http://onm.ucoz.net/forum/41-232-1 http://onm.ucoz.net/forum/30-327-1
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Суббота, 01.03.2014, 22:23 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Сказав о самых подходящих кнопках, надо упомянуть и самые... странные рычаги: такие, которые постоянно нажаты. Капсуль постоянно командует лошади: "не смей открывать рот!". Мартингал и сонм его сродственников вроде шпрунта и гога постоянно велят: "не поднимай головы!" Развязки постоянно же твердят: "не смей вытягивать шею!" И т. д, и т. п.
***
Каждый сможет вспомнить еще немало аналогичных приспособлений-рычагов, если поймет одну общую для них всех черту... Изобретателям и пользователям подобного инвентаря однажды почему-то показалось, что те или иные манеры или движения лошади можно как-то "улучшить" путем протезирования, вернее, ортезирования - путем сравнительно долгого ношения лошадью каких-то механических устройств сродни корсетам, которые будут работать как надо сами по себе, без сиюсекундного бережного и искусного вмешательства человека. Нажали (затянули) рычаг - и дело в шляпе. Еще более невероятная странность - приписывание подобным сооружениям каких-то положительных педагогических свойств... как видно, по принципу: как бы ни старался ученик - отсутствие розги (пусть даже просто висящей на стене, но в пределах видимости) его только испортит! Но чему же учит лошадь такая "педагогика" на самом деле? Разумеется, только тому, как хитрить и изворачиваться, обманывая строгого, но недалекого учителя - или сдерживаться и молча сопротивляться, уже попав в переплет...
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Mirabele | Дата: Среда, 06.08.2014, 03:47 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| В идеале, после заездки в работе с молодой лошадью важно не просто научить ее стандартным командам, а дать ей понять связь между положением тела всадника и ее собственным телом. В этом и состоит главная цель берейторского искусства. Именно поэтому многие команды молодой лошади даются утрированно. Например, для поворота в начале наравне с разворотом корпуса всадника работают шенкеля, подсказывая как ей нужно выполнить команду. В последующем, на выезженной лошади, шенкеля не участвуют в поворотах, они уже выполняют функцию управления задними ногами лошади, а все команды поворотов даются исключительно корпусом. В конечном итоге работы лошадь должна ассоциировать шенкеля как свои задние ноги, таз - бока, плечи - свои плечи и передние ноги, руки - шея и голова. Поясница либо задает темп движения, либо не мешает - по разным методикам. Отсюда и идет комплекс команд. Для движения по прямой в первую очередь прям должен быть всадник. В повороте всадник поворачивает в первую очередь свои плечи, вместе с ними - руки, и по инерции слегка разворачивается таз. То же самое происходит и с лошадью - она поворачивает голову в сторону поворота, сгибается в боку, подставляет заднюю внутреннюю под корпус. Для выполнения пируэта на галопе - шенкеля работают утрированно, заставляя лошадь сильнее подставить зада под корпус, плечи всадника зажаты и препятствуют движению вперед, тогда как корпус в общем сильно поворачивается вокруг внутреннего бока и своего, и лошади. Таким образом, существующая система сигналов всадника вполне логична для лошади в первую очередь - если, конечно, ей изначально попался талантливый учитель. При этом абсолютно не важно, что у лошади во рту. Да хоть резинка от волос на ухе - повод это лишь одно звено в цепи управления, если фантазии хватает полноценно интерпретировать это звено на свой лад - будет только лучше. Можно, конечно, научить лошадь делать вольты по щелчку пальцев и пиаффировать от плевка - но при этом потеряется возможность редактировать элемент, изменять его диаметр и темп, совмещать их.
Отсюда же, кстати, идет и желательность незаметного применения средств управления в выездке - ведь по сути, если тела всадника и лошади изменяются в некоторой плоскости одинаково, со стороны не будет видно диссонанса. Все судорожные дерганья рук идут исключительно от неправильной работы изначально даже не всадника, а тренера - который не привил всаднику культуру езды. Утрированные команды приемлимы во время езд для молодых лошадей - но никак не на БП.
Сообщение отредактировал Mirabele - Среда, 06.08.2014, 04:00 |
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Среда, 06.08.2014, 17:15 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Цитата Mirabele ( ) Таким образом, существующая система сигналов всадника вполне логична для лошади в первую очередь - если, конечно, ей изначально попался талантливый учитель. Я могу допустить, что эта система при правильном применении может быть "логичной для лошади в первую очередь" - но не уверен, что самой логичной из возможных, и совсем не уверен - что самой простой и удобной даже для очень хорошего всадника. Кроме того, эта система очевидно, эээ... стерильна: работает как надо только тогда, когда буквально все тело всадника занято только управлением лошадью - ежесекундно. И это мне не кажется самым логичным тоже.
Цитата Mirabele ( ) Можно, конечно, научить лошадь делать вольты по щелчку пальцев и пиаффировать от плевка - но при этом потеряется возможность редактировать элемент, изменять его диаметр и темп, совмещать их. Почему же нет? если каждая команда очевидно проще - проще и совмещать их в гармоничное целое, разве нет?
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Mirabele | Дата: Четверг, 07.08.2014, 01:45 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Ничто не мешает изобрести новую систему управления)) Ежесекундная занятость и должна быть во время выступления, например. Где от четкости команд всадника зависит четкость исполнения их лошадью, и соответственно полученные оценки. Кстати, отличный пример - Гал и Тото. Во время их выступления можно видеть, насколько лошадь "законтачена" на всадника. У Рата с этим проблемки - он явно привык тупо жать на кнопки. Результат всем известен. На том же свободном шагу, или в полях, нет никакой необходимости в полном контроле лошади. Можно расслабиться и получать удовольствие))
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Четверг, 07.08.2014, 02:07 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Цитата Mirabele ( ) Ежесекундная занятость и должна быть во время выступления, например. Где от четкости команд всадника зависит четкость исполнения их лошадью, и соответственно полученные оценки. Это я могу понять и допустить, но что часто вижу - как эта постоянная занятость входит в непримиримое противоречие с расслабленностью, раскованностью, спокойствием, естественностью... Не говоря о том, что Тоти - уникальная лошадь, как и Тоти+Гал - уникальная пара... слишком широкие обобщения тут делать нельзя.
Что же до новой системы - а нечего тут особенно и изобретать, все это уже было когда-то и есть сейчас, только не в олимпийской выездке.)
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Mirabele | Дата: Четверг, 07.08.2014, 02:28 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Я не вижу конфликта с расслабленностью, если только не считать умственное напряжение. Но тут уже по всем методикам - внимание лошади должно быть полностью обращено на человека.
А можно поподробнее?
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Четверг, 07.08.2014, 13:17 | Сообщение # 13 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Цитата Mirabele ( ) А можно поподробнее? Ну вот тебе самый простой и отчетливый пример: конный спорт возник сравнительно недавно, а до этого лошадь использовалась в кавалерии - многие века. И ни один кавалерист не мог себе позволить даже подобия того, что сегодня провозглашается порой как идеал всадничества и берейторства. Просто потому, что ему надо было и сражаться, а не только красиво ехать. А кавалерист был вооружен отнюдь не легко; например, знаменитые рейтары часто имели на вооружении 5 (пять) пистолетов: два в седельных кобурах, еще два в каждом из сапог - и один за поясом. И это не считая шпаги с кинжалом, а часто еще и копья, и еще того-сего... И всем этим надо было орудовать мастерски и очень быстро, часто - двумя руками одновременно и параллельно работая всем телом отнюдь не над управлением лошадью, а над тем, чтобы не попасть под холодную сталь или горячий свинец. А пистолеты (не говоря о ружьях, которые были - тяжеленными) надо было не менее мастерски и быстро перезаряжать и это тоже - двумя руками. И поэтому лошадь под таким всадником должна была понимать именно самые простые команды-кнопки, а вовсе не непрерывный поток мастерских распоряжений... иначе смерть, и очень быстрая...
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Mirabele | Дата: Четверг, 07.08.2014, 16:54 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Так ведь в кавалерии к лошади предъявляются совсем иные требования. Если совсем упростить - выездку кавалерийской лошади можно сравнить с полевым хоббиком или пробежником. Там, разумеется, нет никакой необходимости постоянно указывать лошади что ей делать с ее телом, главное - бежать в заданном направлении заданным темпом. Можно обойтись даже голосовыми командами, в принципе. Но если речь идет о полноценной работе с лошадью, ее выездке в классическом понимании этого слова - тут уже одними "но" и "тпру" не обойдешься. Все зависит от целей и задач.
Цитата Не говоря о том, что Тоти - уникальная лошадь, как и Тоти+Гал - уникальная пара... слишком широкие обобщения тут делать нельзя. К сожалению, уникальны. Но в идеале - так должны выезжать лошадей все, особенно на олимпийском уровне. Тото, кстати, не так уж уникален. Керунг в детстве он плоховато прошел, и тогда к разведению допущен не был. Его успехи - заслуга таланта всадника.
Тот балаган с дерганьем веревок на каждый темп и ковырянием шпорой на шагу - не является воплощением и примером "как должно быть". Просто лучшей езды в спортивных кругах показать некому, либо их не пропускают выше за редким исключением.
Сообщение отредактировал Mirabele - Четверг, 07.08.2014, 16:55 |
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Пятница, 08.08.2014, 13:16 | Сообщение # 15 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Цитата Mirabele ( ) Так ведь в кавалерии к лошади предъявляются совсем иные требования. Если совсем упростить - выездку кавалерийской лошади можно сравнить с полевым хоббиком или пробежником. Там, разумеется, нет никакой необходимости постоянно указывать лошади что ей делать с ее телом, главное - бежать в заданном направлении заданным темпом. Можно обойтись даже голосовыми командами, в принципе. Не так все однозначно... например, лошади рядовых рейтар были обязаны очень часто, точно и быстро маневрировать, причем в очень плотном строю, и к тому же - одновременно со стрельбой всадников. И это уже посложнее, чем атака лавой, которая в процессе может стать похожей на стадо без серьезного ущерба для выполнения боевой задачи... Сильно посложнее. Другие похожие вопросы я уже поднимал в других темах, а здесь повторю лишь два самых интересных: почему на современных соревнованиях по олимпийской выездке официально запрещена езда с разбором поводьев в одну руку - и поощрение (управление) голосом?
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
|
| |