Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Четверг, 25.04.2024, 22:26
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Форум » Обучение лошади » Пассаж, пиаффе & критерии правильности движений, (как мы их понимаем)
Пассаж, пиаффе & критерии правильности движений,
Captain_Nemo Дата: Вторник, 01.12.2009, 17:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Стараниями Рашель мы имеем возможность видеть видеонарезку, очень удобную для сравнительного анализа и размышления:

"Сравниваем несравнимое, то есть классику и спорт.

Это пиаффе: http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/a/u/1/U8eN6xgM88Y
Пиаффе: Филипп Карл, Анки Ван Грюнсвен, Аня Беран, Нуно Оливейро, Венская школа.

Все-таки Бента Брандерупа я добавлять не стала - топчутся у него лошади... хорошего в полном смысле пиаффе в исполнении его лошадей я не нашла. Сплошные Липисины - тяп, тяп, тяп, тяп...

Это пассаж: http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/a/u/0/TK5Y3lOLrrU

Пассаж: Эдвард Галл, Бент Брандеруп, Елена Петушкова, Анки Ван Грюнсвен, Венская школа."


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 01.12.2009, 18:40 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Пиаффе: постановка проблемы и рабочая гипотеза.

Для чего учить лошадь пиаффировать? Значительная часть людей ответит не задумываясь: "для красоты!". Я скажу: все-таки для кое-чего другого.
Подлинная красота живого существа в движении - это наиболее отчетливое выражение физической и биологической целесообразности этого движения. На этот счет есть и иные гипотезы, но они просто несерьезны.
Следовательно, красота движения существует в объективной реальности, а не только в умах или сердцах неких экспертов. Таким образом, законы красоты тоже существуют в объективной реальности. И поэтому их вполне можно отыскать, изучить и понять.
На этот счет есть и иные гипотезы, но они попросту идеалистичны и ведут, в конечном итоге, к словоблудию.
Законы красоты движений живого существа - это просто физически и физиологически выгодные и удобные для этого существа виды и формы движений.
Некоторые из этих законов давно известны, общепонятны и всесторонне обоснованы:
равномерность=эргономичность;
равновесие=эргономичность;
эргономичность=возможно большее расслабление всех прямо не участвующих в движении мышц=координация движений=как можно меньшая трата сил и их старательное сбережение=выживание.
Организм лошади формировала эволюция, а не человек - и человеку законы эволюции не отменить и не изменить.

Поэтому - даже если согласиться с тем, что пиаффе мы учим "для красоты" - необходимо задать первый вопрос: для решения каких именно задач лошади может быть удобно использовать именно пиаффирующие движения?

Лично я пока нашел лишь один более-менее внятный ответ на этот вопрос: пиаффирующие движения - это способ поддерживать тело лошади в состоянии постоянной готовности к быстрому и резкому рывку вправо или влево. Этот ответ - моя гипотеза, но способная объяснить почти все.
1) Безукоризненное равновесие необходимо потому, что пока неизвестно, в какую именно сторону надо будет драпать.
2) Равновесие с сильным подсаживанием на зад необходимо потому, что в противном случае при толчке передними ногами в сторону на них будут приходиться чересчур большие нагрузки, что травмоопасно.
3) Равновесие с почти полным переносом веса на зад не приемлемо потому, что в этом случае:
а) толчок передними ногами не ускорит переднюю часть тела лошади в достаточной степени в сторону, поскольку вектор толчка и вектор силы тяжести сложатся не оптимально; и
б) на передние ноги и все мышцы передней части тела лошади не будут приходиться нагрузки, достаточные для поддержания этих частей опорно-двигательного аппарата в постоянно алертном и разогретом тонусе.
Иными словами: легкий переход к леваде - это, видимо, хороший знак, но все-таки пиаффе есть пиаффе, а левада - левада...
4) Аналогичное, симметричное и равномерное "перетаптывание" всеми ногами необходимо для экономичного (в равновесии), но постоянного поддержания ног и всего тела лошади в состоянии готовности к немедленным действиям.
5) Все сказанное в общем соответствует всем известным классическим требованиям, кроме одного: наличия четко выраженной фазы подвисания.
Наличие и увеличение безопорной фазы приводит к росту энергозатрат и уменьшению периодов контакта с опорой, что невыгодно в плане эргономики и в плане готовности к мгновенному и адекватному обстановке началу движения вбок.
С другой стороны, плиометрический режим работы скелетной мускулатуры в целом весьма выгоден и экономичен - если только не принимает гротескных форм.

Поэтому мне кажется, что при безукоризненных прочих равных пиаффе даже без ясно видимой фазы подвисания правомерно расценивать как относительно правильное.

Надо ли (и до каких пределов?) стремиться к подчеркиванию и увеличению безопорных фаз пиаффе - вопрос открытый.
Как уже было сказано, излишне высокое "парение" невыгодно, так как сильно возрастают энергозатраты.
С другой стороны, перетаптывания почти без фазы полета, возможно, не смогут держать тело лошади в достаточно разогретом состоянии готовности. К тому же такие движения могут быть менее эргономичны, так как мышцы смогут рекуперировать энергию в меньшей степени, нежели в случае более высокого и долгого безопорного периода.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Рашель Дата: Вторник, 01.12.2009, 23:15 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Из тех роликов, что были и раньше, я нарезала и переклеила по-разному в самых различных семи вариантах.

Тема PASSAGE.

Участники видеороликов Эдвард Галл, Бент Брандеруп, Анки Ван Грюнсвен, Венская Школа.

Выбрав самые приемлемые кадры честно для всех участников ролика, я оставила только четыре темпа пассажа, так как у каких то участников он шел то камерой сверху, то сами участники препарации шли на камеру. А мне были необходимы кадры исключительно с одной плоскости.
Далее: я сначала даю кадры в их естественной скорости, затем замедляю для того, чтобы мозг успевал регистрировать кое какие детали. И наконец, даю практически по кадровую картину для особо придирчивых, и кто особенно интересуется углами работающих конечностей, уровнем сбора или его возможным отсутствием, работы мышц живота, амплитудой движений лошади и всадника, положением шенкеля и шпор, и тд.

Первый вариант "preparation 1" для общего взгляда на все четыре стиля езды в целом.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/5/tzt84ob2PiY

Второй вариант "preparation 2" для общего взгляда на все четыре стиля езды в целом, но в уже несколько другом порядке. Участники те же.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/4/ewsOcbdZngw

Третий вариант "preparation 3" работа крупа и тазовых конечностей у лошадей. Участники те же.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/3/9lyU27eTWrE

Четвертый вариант "preparation 4" работа крупа, спины и плечей. Участники: сверху Анки Ван Грюнсвен, снизу Венская школа.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/2/GcMEJMtV21k

Пятый вариант "preparation 5" работа крупа. спины и плечей. Участники: сверху Бент Брандеруп, снизу Эдвард Галл.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/1/ygGpcy7bJSM

Шестой вариант "preparation 6" посадка, амплитуда движений тела и конечностей, глубина, положение шенкеля и шпоры, работа поясницы или отсутствие таковой, и тд.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/0/TTKTEfcW-k4

Седьмой вариант "preparation 7" работа плечей лошадей, грудных конечностей, степень сгибания, и тд.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/u/0/XlaUv_j2eiU

 
Captain_Nemo Дата: Среда, 02.12.2009, 00:58 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Абалдеть... eek flower

Про пассаж я пока писать не готов; необходимо еще раз просмотреть и проанализировать литературу. Про пиаффе в скором времени продолжу.
Про посадку написал в отдельной теме.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Четверг, 03.12.2009, 11:05 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Пиаффе: продолжение 1.

Перечитаем корифеев. Все акценты жирным шрифтом, подчеркиваниями и цветом расставлены мной (C. N.).

Георгий Рогалев с соавторами [1]:

"Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания. Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на со­бранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более ча­сто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пиаффированию. Выработать это движение можно только при очень точ­ном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключа­ется в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.
Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые тре­буется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе.... "

"ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ
Частое, торопливое пиаффе без достаточного подъема ног.
Этот вид пиаффе доступен каждой лошади. Исполняя его, лошадь почти не поднимает диагонально расположенные ноги, а только намечает движение, иногда даже не отделяя от земли зацепов копыт. В начале обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика — добиться постепенно более редких темпов, как и при выработке рыси. Пиаффируя, лошадь часто выказывает свое не­терпение, следовательно, импульс энергии уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей ос­тановиться лошадью, требующей побуждения при каждом шаге.
Совершенно напрасны старания некоторых дрессировщиков с первых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь труд­ность исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равновесия, находясь на одной диагонали. Вполне понятно, что только постепенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда хорошо уравновесится в этом новом для нее движении.
Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе диагонально расположенных ног можно при глубокой спокойной посадке на балансе, нерезком посыле шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра. "

Нина Громова [2]:

"Так как на пиаффе сохранение равновесия играет главенствующую роль, то всаднику следует сидеть в седле очень спокойно. Любое его движение корпусом может сбить лошадь, она потеряет равновесие, и в результате нарушится ритмичность этого труднейшего для животного движения."

"В руках, без веса всадника (дополнительной помехи для сохранения равновесия), научить лошадь пиаффировать значительно проще, чем под седлом."

"Совершенно недопустимы на пиаффе раскачивание корпусом в такт движения лошади, а также беспокойные руки и шенкеля."

Лидия Артамонова & Александр Евдокимов [3]:

"...в старые времена считалось недопустимым работать галоп под седлом на лошади, не умеющей пиаффировать и пассажировать, причем пассажировать на плече внутрь.
Мнение объективное, так как и пиаффе, и пассаж являются производными рыси, а галоп является высшим по сложности исполнения относительно рыси аллюром!
"

"...когда задние ноги недостаточно согнуты и загружены весом, лошадь склонна раскачивать круп, движения задних ног отличаются резкостью и всадника «выбрасывает» вперед. Большая часть веса, наоборот, приходится на передние ноги, которые вследствие такой перегрузки с трудом отрываются от грунта..."

"Существуют и другие типы дефектного пиаффе, такие как пиаффе-балансе. Для цирка это является вполне достойным аллюром, тогда как для высшей школы - пародией, или, лучше сказать, карикатурой.
Пиаффе-балансе бывает двух типов:
1) Первый тип - наименее опасный и проще поддающийся исправлению; при этом задние ноги поочередно отклоняются в сторону, но ставятся, сгибаясь, на грунт непосредственно под корпусом лошади."

"2) Второй тип - наиболее порочный: задние ноги ставятся на грунт в стороны, не сгибаясь; при этом лошадь, как и в предыдущем виде «пиаффе», продолжает раскачиваться, что, в свою очередь, помимо отсутствия эстетики, наносит серьезный ущерб здоровью лошади, поскольку разрушает суставы.
Лошадь также делает дополнительный маленький шаг, что даст отставленной ноге возможность и время подняться."

"Часто наблюдается тенденция: лошадь имеет либо высокое пиаффе, либо высокий пассаж. Это связано с тем, что в высоком пиаффе преобладает способность лошади удержания себя после распрямления одной из диагоналей, то есть момент сбора; в высоком пассаже преобладает способность лошади вытолкнуться, то есть импульсирующий момент. Поэтому, чтобы у лошади появились равновеликие пиаффе и пассаж, необходимо, чтобы ни сбор, ни импульс взаимно не действовали в ущерб один другому."

И в качестве поистине ошеломляющего постскриптума: Филипп Карл [4] говорит (прямую цитату привести не могу: наглухо запрещено авторскими и издательскими правами), что пиаффе прорастает из СОБРАННОГО ШАГА!

______________________________________________________________________

Литература:

1. М. Д. Анисимов, С. А. Кузинин, Г. Т. Рогалев "Дрессировка лошадей в цирке" Москва "Искусство" 1979

2. Н. Г. Громова "Высшая школа верховой езды Для любителей выездки (как подготовить лошадь)" брошюра б\м б\г

3. Л. Артамонова, А. Евдокимов "Учебник по выездке спортивной лошади" Москва "Аквариум" 2007

4. Philippe Karl Hohe Schule mit der Doppellonge Prasentiert von einem Reiter des Cadre Noir in Saumur BLV Verlagsgesellschaft mbH
Munchen Wien Zurich 80797 Munchen © BDV Verlagsgesellschaft mbH, Munchen 2002


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Пятница, 04.12.2009, 11:34 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Пиаффе: продолжение 2.

Г-н Карл в приведенном выше соображении не одинок! Подтверждение сказанному можно найти и в строчках г-на Низова, которые насыщены настолько важным смыслом, что я снова позволю себе обильное и прямое цитирование [1]:

"Шаг лошади - аллюр четырехтактный, но между ударами четырех копыт практически никогда не бывает совершенно равных промежутков, чаще всего шаг лошади происходит не как четыре такта, а как два плюс два такта, причем возможны два варианта такого отклонения.
В первом случае, когда сближаются моменты постановки на землю боковой пары ног, принято говорить о тенденции к иноходи на шагу. Визуально эта тенденция заметна по близкому параллельному перемещению боковых пар ног, но без достижения полной двухтактности аллюра, как иноходи. Тенденция к иноходи на шагу - очень тревожный симптом, который говорит о проблемах со спиной или крупом лошадим. Причинами этого могут быть ранняя заездка, форсированный тренинг, неправильная подгонка седла и "железа", а также низкая квалификация всадника.
Во втором случае сближаются моменты постановки на землю диагональных пар ног. В этом случае говорят о тенденции к пассажу или о пассажеподобном собранном шаге. Тенденция к пассажу на шагу - редкое явление, и оно однозначно свидетельствует о больших возможностях лошади..."

И еще один важный комментарий г-на Низова:

"Многим всадникам, чьи способные от природы лошади сами "отрываются" в пассаж с собранной рыси, кажется, что наиболее естественным путем было бы сокращение пассажа до пиаффе."
"Практика Венской Испанской школы, где установленный Ля Гериньером порядок не нарушается уже почти триста лет, однозначно говорит о том, что классический путь от пиаффе к пассажу дает более стабильные и высокие результаты."

_______________________________________________________________________

Литература:

1. Ф. Р. де Ля Гериньер "КОННАЯ БИБЛИЯ Школа верховой езды" перевод с французского и комментарии С. Н. Низова Москва "Аквариум" 2007


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 07.12.2009, 12:18 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Пиаффе: выводы в первом приближении.

Главными критериями правильности пиаффе являются:
естественность;
плавность;
отсутствие чрезмерностей;
равномерность;
симметричность;
достаточная степень подсаживания лошади на зад; и
естественная функциональность несения головы, шеи и спины.
Естественность демонстрирует лошадь, которая пиаффирует охотно и в то же время спокойно, не требуя излишнего и отчетливо видимого "ведения" или "поддержки" средствами управления. Это значит, что такая лошадь не только обладает правильно развитым природным импульсом, но и понимает функциональную сущность пиаффе и способна выполнять его экономично и свободно.
Плавность движений необходима для максимально экономичных, "закругленных" движений, сохраняющих суставы, связки, сухожилия и мышцы опорно-двигательного аппарата лошади свежими и здоровыми.
Отсутствие чрезмерностей, вроде излишне высокой фазы полета или гротескной фиксации ног, говорит о том, что пиаффирующие движения такой лошади наполены ясным функциональным смыслом, а не "поставлены напоказ".
Безукоризненные равномерность и симметричность являются главными признаками хорошего равновесия.
Достаточная степень подсаживания на зад нужна потому, что только в этом случае передние ноги лошади смогут выполнять свои задачи (по последующему отталкиванию для рывка в сторону) максимально сильно, быстро, резко и в любой нужный момент - но без фатальных перегрузок.
Естественное несение лошадью головы, шеи и спины нужно потому, что только в этом случае огромные нагрузки, приходящиеся на эти части в процессе пиаффирования, будут развивать, а не уничтожать эти части.
Главным ключом к такому естественному несению является удлинение и повышение управляемости мышц верхней линии лошади.
Более того, без достижения сказанного будут невозможны и равномерность, и симметричность, и плавность, а следовательно, и главное: возможность лошади пиаффировать свободно, то есть - с желанием.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 08.12.2009, 12:08 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Пиаффе: выводы в первом приближении 2.

Принимая во внимание все вышесказанное - считаю:
1) Отсутствие или скудность фазы подвисания - не самый страшный грех.
2) Разная высота подъема ног - передних, допустим, значительно большая, нежели задних - не самый страшный грех.
3) Самый страшный грех - это когда движения передних и задних ног не похожи. Должны быть - похожи как две капли воды: не амплитудой, пусть - но рисунком, стереотипом движения! Когда ускорения, замедления и остановки ног и любых их точек разнятся по длительности и амплитуде, но начинаются и заканчиваются строго одномоментно и одинаково плавно!
4) Все сказанное справедливо исключительно при условии безукоризненной симметричности и равномерности совершения пиаффирующих движений.
5) Даже на самый придирчивый взгляд все сказанное, убежден, все равно приемлемо как хорошее начало и верная тенденция.
6) Некоторые поистине детсадовские ошибки - вроде подставления передних ног под корпус с получением в итоге "треугольного" "пиаффе" - рассматривать здесь незачем; думается, с такими прискорбными случаями все ясно и без объяснений.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Рашель Дата: Четверг, 10.12.2009, 22:02 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Пиаффе - ролики-препараты:

piaffe preparation 1

Пиаффе: Анки Ван Грюнсвен, Аня Беран, Эдвард Галл, Бент Брандеруп
Оценка работы лошади и всадника в целом.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/a/u/2/MOQ1RFnSgdQ

piaffe preparation 2

Пиаффе: Анки Ван Грюнсвен, Аня Беран, Эдвард Галл, Бент Брандеруп
Оценка работы грудных конечностей лошадей, шеи, затылка, амплитуда.
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/a/u/1/Jhk9sFE8HDY

piaffe preparation 3

Пиаффе: Анки Ван Грюнсвен, Аня Беран, Эдвард Галл, Бент Брандеруп
оценка посадки, работа шенкеля, амплитуда, работа шпоры или отсутствие таковой
http://www.youtube.com/user/rashellehsa#p/a/u/0/P5S906XojkQ

 
Аннэт Дата: Суббота, 12.12.2009, 03:32 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
Здравствуйте! ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ хороший форум! Основатели - Респект! Это несомненный успех - создание таких информационных кладезей да ещё и в свободном доступе. Ребята - молодцы, продолжайте в том же духе.
Не знаю, в какой теме уместнее задать сей вопрос... задам, пожалуй, здесь. Очень много споров идёт по поводу того, возможно ли идеальное равновесие лошади со всадником без железа. Так в чём, сосбтвенно, суть моего вопроса: друзья, если это равновесие далеко от абсолютного идеала, если оно не достижимо без железа, так может просто стоит опустить планку, а? Я не хочу сказать, что такой сбор вообще не осуществим(мы этого пока не знаем), но стоит ли вообще к нему идти? Я согласна, развитие лошади(тем более - на основе фундаментальных классических учений, а не трепатни каких-то "мастеров" с "кубка местной водокачки") - это дело хорошее, заслуживающее уважения, но для чего ей, лошади, супер-пупер-мега идеальный сбор? Как вы думаете? На мой взгляд, тренеровка организма животного должна идти в направлении "добиться состояния, когда требуемое всадником будет БЕЗОПАСНО для его, лошадинного, здоровья". И вот теперь - самое главное: на каком-то уровне наши требования должны просто ПРЕКРАТИТЬСЯ, т.е, не подыматься выше. Всегда умиляла фраза выездюков: выездка лошади - процесс вечный! Совершенству нет предела! По-моему, абсурд. Предел есть всегда - это свойство реальности. Лошадь - существо живое. Почему-то никому не приходит в голову напрыгать лошадь до 3-х метров, так зачем же питать иллюзии по поводу бесконечного стремления к постижению идеального в выездке?
Что скажете по поводу моих размышлений?
 
Аннэт Дата: Суббота, 12.12.2009, 03:36 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
P.S. И ещё, хотелось бы услышать мнение по поводу беспокоящей темы: как вы думаете, у лошади Галла здоров опорно-двигательный аппарат? Возможно, "выдающиеся" способности передних ног - всего лишь некий деффект, принятый и воспетый массами как нечто беспрецендентное, исключительное и высокое?
 
Captain_Nemo Дата: Суббота, 12.12.2009, 13:41 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Приветствуем нового участника!
Спасибо за добрые слова; скрывать не будем - приятно.
Позвольте и ответный комплимент: Вы формулируете свои мысли весьма ясно и последовательно, это радует. smile

Лично я главный порок современного КС и верхового конеиспользования вижу в специализации. Чем уже специализация - тем быстрее наступает именно тот физиологический, природный предел, о котором Вы и написали.
Однако этот порочный круг на самом деле существует не в природе, а в умах людей. В доктрине и доктринерстве.
Умный американец Энди Стэнфорд, автор прекрасной книги по подготовке спецподразделений, привел на ее страницах гениальную поговорку проофессиональных военных кинологов: "Немецкие овчарки ни в чем не первые, но во всем никак не меньше, чем вторые".
Об этом же писал и любимый мною с детства Иван Ефремов: для человека (и для высших позвоночных млекопитающих) естественно и полезно для здоровья делать многое на "хорошо", а не что-то одно - "на отлично". Вот где, как мне думается, корень главного зла.

Таким образом, уже можно сделать вывод: бесконечное совершенствование - это, в нашем контексте, постоянное расширение спектра двигательных навыков лошади, а не шлифовка до маразма чего-то одного. Радуга, а не один, хоть и самый яркий в мире, цвет.
Отсюда вытекает и следующий вывод: я - не ветеринар, и Тотиласа не обследовал, но: специализация и доведение любого движения до абсурдного гротеска - разрушает, а не совершенствует!

Сбор без железа не будет, вероятно, копией сбора даже самой мягко работавшейся из классических лошадей. Почему нам кажется верным ориентироваться на "классиков"? Потому, что движения их коней больше радуют глаз. Меньше гротеска и механистичности, но больше - живости и естественности. Даже их откровенные ошибки и недоведенность элемента до возможного совершенства зачастую выглядят спокойнее, мягче и естественнее, нежели у "олимпийцев"! Интеллигентнее, что ли...

Степень сбора - понятие, суть которого искажена невеждами.
Величина сдачи затылка, округления спины и подведения задних ног - вопрос не "чисто атлетической", не "чисто силовой" подготовки! А эластичности! Вот в чем дело!
Если рассуждать традиционно - кажется: не всякая лошадь имеет настолько мощные и крепкие мышцы, сухожилия, связки, кости и суставы, чтобы собраться до анатомического предела. Но это - трагическое заблуждение.
Главное - это свобода движений. Свобода - прежде всего! - от закрепощенности собственных мышц.
Коли верх короток и излишне силен - тяни, не тяни, будет криво и с трудами! Вот отсюда и берут свое начало ложные мнения о необходимости того, чтобы лошадь была "атлетом" (читайте: "качком"). А вот если верхняя линия лошади будет достаточно длинна и управляема - главное препятствие к свободному сбору в максимально возможной степени перестанет существовать.
И только в этом случае все рассуждения о том, что сбор нужен и удобен именно лошади, могут стать реальностью.

Как я уже писал ранее, атлетизм и координация движений - это не только сильные мышцы, но и мышцы полноценно управляемые.
Их способность расслабляться и удлиняться в значительной степени - это ровно половина понятия "хорошая физическая форма"!
Аналогией: важно не только то, что педаль газа легко вдавливается в пол! Не менее важно, чтобы она так же легко возвращалась в исходное положение! Мощь и приемистость движка - это классно и тешит самолюбие, но чтоб с дороги не вылететь и чтоб машина целой осталась, надо, чтобы супер-пупер мощный двигатель и сбрасывал обороты так же быстро и легко, как и наращивал... biggrin

P. S.: Поразмыслил и решил, что аналогия удачна: еще можно ведь вспомнить, например, машины "Формулы 1".
Самые ли они быстрые на виражах? Да.
Но всесторонне ли они совершенны? Могут ли они выполнить пусть на "удовлетворительно", но многое, а не на "отлично с плюсом" что-то одно? Увы...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Аннэт Дата: Понедельник, 14.12.2009, 21:34 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
Captain_Nemo, спасибо за подробный ответ, но позвольте пофилософствовать smile Ваши представления о сборе мне импонируют и Вы, безусловно, прекрасно осведомлены в области биомеханики. Однако, хотелось бы разобраться в области сугубо теоретической: почему мы принимаем за идеал сбор классиков всё на том же железе? Несомненно, классическое его исполнение выгодно отличается от вульгарного спортивного, НО. Ведь вполне возможно, что это просто выбор из двух зол. Мне почему-то интуитивно кажется, что для кардинально нового течения инакомыслящих талантливых людей нужны кардинально новые идеалы. Зачем хвататься за старое? Зачем вообще цепляться за идеалы? Если заново начинать идти по старому пути(пусть и эволюционно "подочищенному"), то есть большие перспективы возрождения ещё одного поколения конного спорта, правда в другом обличии. И тогда появятся Липисины с ногами Тотиласов...
Да! Вот забыла! Captain_Nemo, как много времени вы ездите верхом? Мне вот кажется, на счёт эластичности, действительно, вашей лошади актуальней расслабляться в работе ибо, смею предположить, нагрузка под верхом ничтожно мала по сравнению с нагрузкой спортивных коней. Но она и мала сравнительно с нагрузками классиков, именно поэтому, возможно и не стоит гнаться за их, классическими стандартами?

PS: Не подумайте, что просто занимаюсь "трепатнёй" от нечего делать, мне действительно интересны данные вопросы,очень хотелось бы разобраться и выяснить мнение единомышленников, поскольку от общефилософских моментов подобного плана, на мой взгляд, зависит выбор между абсолютно различными направлениями в работе.

 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 14.12.2009, 22:08 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Аннэт, уж кого-кого, но именно Вас в пустой трепотне заподозрить сложно... biggrin

Отвечу Вам так: считаю, что у "классиков" результат, зачастую, достаточно обоснован; вот методы, подводящие "железные" объяснения - не мое это...
Например, в жесточайших условиях конной корриды лучшие корридные кони выглядят весьма и весьма свободно - и в максимальных степенях сбора, и на сложнейших элементах, исполняемых, кстати, не около буковки, а в любой нужный момент и молниеносно.
Это во-первых.
Во-вторых, Вы, разумеется, правы - кардинально новые идеи нужны. Проблема, однако, в том, что даже просто точный (читайте - научный) анализ известных вершинных достижений прошлого и настоящего - вещь архитрудная! Ибо новые идеи должны быть прежде всего безукоризненно аргументированы физиологически - и аргументы классиков здесь незаменимы. Мои личные шаги в этом пока прискорбно малы и досконально не проверены. Те же, что аргументированы и проверены, пока (на сегодняшний день - !) не противоречат "классике"; максимум - дополняют ее, не входя в прямой конфликт. Более того, на сегодняшний день только "классики" и в состоянии предоставить хоть какие-то обоснования, факты и аргументы, хотя бы частично соответствующие мировым требованиям к научной публицистике!
В-третьих, Вы правы снова: в обсуждаемом контексте все будущие успехи или трагедии рождаются и растут уже на этапе философствования. Пока я безусловно уверен лишь в том, о чем уже писал: верное "лезвие бритвы" - учить и делать многое-многое на "хорошо" или "приемлемо" (читайте - безопасно для лошади), а не что-то одно, но лучше всех в мире. Кстати, сказанное относится и к вопросам послушания и подчинения лошади человеку. Убежден: нельзя требовать от лошади безусловного и необсуждаемого исполнения воли человека в любой выбранный им момент. Потому, что это попросту противоречит здравому смыслу и реальности окружающего нас мира.
По поводу времени ВЕ - что Вы имеете в виду конкретно? Время непрерывного нахождения на спине лошади? Величины и характер нагрузок? Увы, наша с Фортуной возня - ныне только эксперименты, не более: в нашем распоряжении нет крытого манежа, нет открытой площадки, но с устойчивым к превратностям погоды грунтом, и так далее. Мы вынуждены, вульгарно говоря, выкручиваться, а не реализовывать полноценные и гармоничные планы...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Рашель Дата: Понедельник, 14.12.2009, 23:06 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Вопросы Аннет навели меня на кое какие мысли. А поэкспериментируем ка мы с пиаффе и пассажем Липисины, Каоги, Ташунки...
лучше один раз увидеть, чем двести раз обсудить. Жаль только что воронной хромает в кадре, от этого чистота эксперимента слегка искажается(
 
Форум » Форум » Обучение лошади » Пассаж, пиаффе & критерии правильности движений, (как мы их понимаем)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz