Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Среда, 24.04.2024, 03:08
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » Неконное » Братья Стругацкие: далекая радуга?..
Братья Стругацкие: далекая радуга?..
Captain_Nemo Дата: Среда, 15.07.2015, 01:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Тема заведена по просьбе со стороны, поэтому будет хаотичной... не исключено, что самой хаотичной на всём этом форуме... biggrin

***

Люблю ли я перечитывать братьев Стругацких? о да, и часто.
Люблю ли я их книги, язык, героев, диалоги, высказанные ими мысли? как правило, нет.
Как это понимать? понятия не имею. smile

Талантливо ли они писали, хорошие ли они писатели? да, просто превосходные.
Учат ли чему-нибудь их книги, и могут ли вообще научить, помочь, посоветовать? да, несомненно.
Могут ли развлечь и отвлечь? и это тоже.
Почему же тогда они мне и нравятся, и не нравятся - одинаково сильно?
Гадание на кофейной гуще на эту тему - вот о чём эта тема. biggrin

***



http://www.babyblog.ru/user/Zhu-zhu/3125795#

Официальный сайт:

http://www.rusf.ru/abs/


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 15.07.2015, 12:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Что ж, в Космос бр. Стругацких надо, наверно, стартовать сперва картинками. smile

***

Иллюстрации Игоря Ильинского к "Стране багровых туч", 1959 год:









http://www.rusf.ru/abs/s_il.htm

***

"Страна..." с течением времени сильно разонравилась самим авторам, но этот факт, позвольте, очень странен: любой мало-мальски подкованный smile читатель сегодняшнего дня прочитает эту книгу прежде всего как интереснейший памятник определенного периода советской истории... и памятник далеко не самый уродливый!
"Страна..." - один из самых ярких и самых внушительных монументов того, что сейчас называется ретрофантастикой или ретрофутуризмом - и уже поэтому её можно и нужно любить и уважать. prof )))


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 15.07.2015, 17:24 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Еще один пример ретрофантастики, но на сей раз, эээ... альтернативной - "Понедельник начинается в субботу"...
Честно говоря - самая нелюбимая мною книга братьев из всех ими написанных, самая для меня дискомфортная, с самым тяжелым послевкусием...

Популярность "Понедельника..." раздулась (на мой взгляд, совершенно непропорционально) мастерскими иллюстрациями знаменитого советского книжного рисовальщика Евгения Мигунова:



http://www.rusf.ru/abs/s_mi.htm#ps

...а почему я настроен настолько против...

Несомненный талант завёл писателей (вероятно, помимо их воли, но полной уверенности у меня нет) вовсе не в сказку для научных работников(С), а прямо к этим самым работникам и даже, увы, еще куда адреснее: в типичный советский НИИ с типично советскими же проблемами, заботами и хлопотами...
И вместо сказки получился... памфлет? карикатура? сатира? да, пожалуй как раз сатиры вышло больше всего...
И получился НИИЧАВО - классический, выписанный до мельчайших штришков "почтовый ящик" времен "развитого реабилитанса".

И вышел "Понедельник..." - якобы предельно дерзкие (именно поэтому - вплоть до самой-самой сказочности), но на самом деле предельно подцензурные и самоцензурные... мечты и былины классических шестидесятников...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 15.07.2015, 17:49 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
...а тем, кто захочет поспорить, или напротив - понять всё сказанное выше отчетливее - советую отдельным постом smile перечитать одну превосходную книгу и пересмотреть один превосходный фильм... это тоже сказки того же времени, и тоже о волшебниках, но...



http://www.livelib.ru/book/1000291050



https://ru.wikipedia.org/wiki/Девять_дней_одного_года


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Воскресенье, 16.08.2015, 20:16 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Многие произведения братьев остались без хороших рисунков, но некоторые - были проиллюстрированы замечательно.

Например, "Отель "У погибшего альпиниста" был нарисован талантливым и умелым Геннадием Новожиловым:











http://www.rusf.ru/abs/s_no.htm


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 24.08.2015, 02:13 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Некоторые меткие замечания о братьях и их творчестве - литературоведа Ильи Кукулина.

***

Изначально братья разделяли характерные для шестидесятников (не только в СССР, но и на Западе) оптимизм и веру в социальный прогресс. Но на фоне других советских подцензурных писателей их выделяло стремление постоянно задаваться вопросами: «Если мы оптимисты, то на каком основании? Во что именно мы верим? Что такое „светлое будущее“, к которому мы должны прийти? Какие отношения будут между людьми в это время?» Иначе говоря, их вера в прогресс была отрефлексированной. Именно это стремление ответить на «последние вопросы», во многом табуированные в советском мире, долгое время вызывало огромный читательский интерес и пристальное, острое, не всегда доброжелательное внимание советской критики.

Говоря еще точнее, Стругацкие всегда предполагали возможность альтернативы прогрессивному будущему[...]

Стругацкие обсуждали проблему кризиса традиций Просвещения настолько последовательно, насколько это было возможно в советской подцензурной литературе.

...Стругацкие стали возвращаться к идее, высказанной в «Гадких лебедях»: помочь обществу в кризисной ситуации может образо­вание, так как оно — публичный институт, ориентированный на будущее.

В своих произведениях они описывали общество, совмещающее черты социализма и капитализма (то, что в 1960-е называли конвергенцией), имена героев их произведений — вперемешку славянские, англосаксонские и немецкие, в их обществе есть частная собственность и упоминаются политические выборы (например, в «Хищных вещах века») — но никогда не встречаются работающие институты гражданского общества, не описывается, например, общественная дискуссия по какому-нибудь вопросу.

Научная дискуссия может быть описана просто захватывающе, как постижение контрамоции в повести «Понедельник начинается в субботу», а общественных споров нет.

Восприятие Стругацких любым читателем — многоуровневое. Их произведения можно читать не только как социальные аллегории, но и как качественную приключенческую литературу.

Стругацкие сегодня представляются мне одновременно и победителями, и трагическими фигурами. Победителями — потому что их романы оказались опытом успешного сопротивления советскому сознанию. Трагическими — потому что в своем нравственном и эстетическом противостоянии этому сознанию Стругацкие уперлись в ограниченность социального мышления, основанного на идее единственно возможного идеала, который должен быть ясен всем и о котором можно не дискутировать[...] Современное общество основано именно что на дискуссии об идеале, без этого и наука развиваться не может.

***

Источник полностью: http://arzamas.academy/materials/747

____________________________________

Интересны реплики еще одного литературного критика, профессора университета Колорадо Марка Липовецкого.

***

Характерная замена «государства» на «науку» прямо отражает просветительскую версию коммунизма, свойственную ранним Стругацким.

...с угасанием надежд на просветительский смысл коммунизма в более поздних текстах Стругацких на первый план выдвигается своего рода «культурный релятивизм», когда земляне вступают в контакт с более развитыми цивилизациями.

...показательно, что прогрессоры у Стругацких − это всегда «мужской клуб», даже в самом безобидном варианте института волшебников из «Понедельника».

Судя по поздним романам Стругацких, они все более и более трезво понимали, что единственным условием самосохранения прогрессора оказывается его самоизоляция − что, само собой, исключает для этого героя какую бы то ни было миссию. Впервые эта идея обретает плоть в сюжете романа «Волны гасят ветер», последней написанной Стругацкими части серии, начатой «Обитаемым островом». Здесь Тойво Глумов, сын Льва Абакина и Майи Глумовой и тоже профессиональный прогрессор, превращался в людена − представителя иной, более развитой цивилизации − и по ходу этого превращения все более и более отдалялся от людей.

Однако наиболее явный вариант самоизоляции прогрессоров был намечен в набросках ненаписанного романа Стругацких, который должен был называться нe то «Белый ферзь», не то «Операция “Вирус”». В изложении Бориса Стругацкого, действие этого романа должно было происходить на планете Саракш, в Островной империи, изображенной в «Обитаемом острове» как милитаристское и людоедское фашистское государство. В новом романе мир этой империи должен был быть разделен на три круга. Первый («ад») населяют «подонки общества… вся пьянь, рвань, дрянь» − иначе говоря, привычные по «прогрессорским» текстам «массы»: «Тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти»[...] Во втором круге («чистилище») живут «обыкновенные люди», скорее всего знакомые по «Хищным вещам века» и «Второму нашествию марсиан» «обыватели», «мещане»-конформисты. Зато в центре этой вселенной должен был находиться «рай», практически Мир Полудня, где благоденствуют люди, очень похожие на прогрессоров[...]

Борис Стругацкий закончил пересказ этого замысла словами: «Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или − приговор?..»[...] Нет сомнений в том, что под «итогом мировоззрения» имеется в виду позиция советского интеллигента-модернизатора, метафорой которой и стал образ прогрессора. Бесспорно и то, что этот «рай» стал бы приговором прогрессорской утопии. Топос «Мира Справедливости», «солнечного круга», надежно изолированного от «подонков» и «обывателей», слишком напоминает идеальную архитектуру колониальных поселений, чтобы это сходство оказалось случайным. Иначе говоря, в последнем, не осуществленном из-за смерти Аркадия Стругацкого проекте, глубинная, но не всегда проявленная связь между прогрессорством и колонизацией из подтекста явно выдвигалась на первый план… К концу 1980-х, наблюдая за перестройкой и остро переживая ее перипетии, писатели, кажется, убедились в невозможности сохранить позицию просвещенного колонизатора, не скатившись в конце концов к имперской власти, безопасность которой обеспечивается ориенталистскими барьерами.

***

Источник полностью: http://www.nlobooks.ru/node/5951


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Alisia Дата: Вторник, 10.11.2015, 04:20 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
Спасибо за тему:)
...Чем больше читаю, перечитываю Стругацких, тем чаще возникает вопрос: "Где моя трубка?":))
"иногда мне казалось, будто я что-то улавливаю, какие-то обрывки мыслей, по-моему, очень интересных, но вот я сейчас пытаюсь вспомнить – и ничего…"
"Я только хотел бы узнать… Он говорил что-то о лесе, о свободе воли… Я давеча камешки бросал в обрыв, ну просто так, без всякой цели, так он и об этом что-то говорил..."
 
Форум » Форум » Неконное » Братья Стругацкие: далекая радуга?..
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz