|
|
Ересь конная "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19) | Приветствую Вас Гость | RSS |
Валерий Чкалов и рекордные перелеты:
|
|
Captain_Nemo | Дата: Среда, 09.12.2009, 11:22 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| На мой десятый день рождения мама подарила мне классическую книгу Георгия Филипповича Байдукова "Чкалов". С того времени я прочитал ее, вероятно, раз пятьсот. Недавно перечитал еще раз - и снова, как и всегда, с огромным удовольствием: второй пилот самого знаменитого в мире экипажа обладал крепким литературным талантом и таким же крепким юмором. Книга эта хороша: очень честная (для тех, кто понимает контекст и знает то время), очень интересная; местами - совсем неофициальная. Ее главный герой - герой действительный, подлинный, очень живой; автор - пилот не менее, а более блестящий, нежели его бывший командир; притом были они большими друзьями. Притом и Чкалов, и Байдуков были людьми очень смелыми, решительными и агрессивными, к тому же очень непосредственными, к тому же - очень любящими и умеющими, как тогда говорили, "подпустить шпильку". В том числе - и друг другу. Но черт побери! Чем больше я читаю (и эту, и многие другие книги, посвященные истории знаменитых сталинских пилотов и их действительно великих перелетов) - тем меньше я понимаю. Вот Вам мои непонимания. А еще - некоторые выразительные штрихи к портретам Героев и к панораме той уникальной эпохи. *** Для самого знаменитого перелета - через Северный полюс в США - АНТ-25 был загружен горючим и снаряжением до такой степени, что стартовали они, фактически, ночью, а Сталин, лично(!) "дававший отмашку", лично(!) консультировался с метеорологами: более теплым днем даже два лучших летчика того времени просто не смогли бы оторвать самолет от полосы... Экипаж был разбужен в половине первого ночи; полоса для разбега представляла собой горку, с которой и бежал самолет; полет после отрыва мог проходить только на высоте считанных метров - и для того, чтобы это стало возможным, на аэродроме повалили кусок забора; и летели они поначалу ниже заводских труб... http://dikson.narod.ru/history/moscow_daybreak.html АНТ-25 на самом деле представлял собой не самолет, а мотопланер: его планирующие свойства, особенно в конце пути (при почти пустых баках), были настолько огромны, что он просто не желал садиться - и при той самой исторической посадке на аэродром ВВС США Ванкувер-Баракс Байдуков вынужден был на время выключить мотор, чтобы не промазать мимо полосы... Второй пилот Георгий Филиппович Байдуков блестяще(!) посадил АНТ-25 на незнакомом(!) и полузаброшенном(!) аэродроме с коротковатой(!) для этого самолета полосой - после десяти часов(!) непрерывного(!) пилотирования в сложнейших метеоусловиях. Для того, чтобы оценить степень его профессионального мастерства, силы, выносливости и подлинного героизма, надо напомнить, что даже просто поменяться местами за штурвалом - требовало огромного напряжения: из носа и ушей летчиков, которые "всего лишь" менялись местами, зачастую лила кровь, их пульс при этом мог подскочить до ста сорока ударов в минуту или выше; порой они просто задыхались и почти теряли сознание, и после вынуждены были долго отлеживаться и отсыпаться с кислородной маской на лице... А кислород они экономили весь полет - и все равно он кончился задолго до приземления... Перед знаменитым перелетом тот же героический экипаж совершил, как известно, "тренировочный" перелет - на остров Удд (сейчас остров Чкалов). http://www.amyat.narod.ru/bio/belyakov_av_chkalov/index.htm После приземления (по другим данным - до) на самолете была сделана надпись: "Сталинский маршрут". В ходе последовавшей позже "борьбы с культом личности" этот эпизод был вымаран из литературы; фотографии самолета с этой надписью также не публиковались. http://1001.vdv.ru/arc/mk/issue913/
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Среда, 09.12.2009, 12:35 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Откровенно говоря, тема эта - не для форума и даже, пожалуй, не для одной книги! Перед добросовестным историком стоит тяжелая задача: источников - масса, но масса и сплетен, слухов и домыслов, не утихающих с тех лет и до сих. Ошибиться (читайте: наврать с три короба) - легче легкого...
***
В мистику я не верю. Но есть исключения. Ниже - об одном из них. Пишет Георгий Байдуков:
"Вот факты. На первом новом И-180 начинает летать лучший летчик-испытатель НИИ ВВС С. П. Супрун. Он дает высокую оценку этой машине, и ВВС заказывает серию в сто истребителей. Но в одном из заключительных полетов Степан Павлович при посадке скапотировал на новом истребителе и тем насторожил заказчика.
На втором экземпляре летит блестящий истребитель НИИ ВВС А. Г. Прошаков. Он не смог вывести И-180 из перевернутого штопора и в последний момент был вынужден воспользоваться парашютом.
На третьем экземпляре полетел бесстрашный опытный летчик Томас Сузи и также попал в штопорное положение. Видя, что дело идет к катастрофе, он близ земли выпрыгнул из самолета, но парашют не раскрылся.
И-180 забраковали, серийное производство его прекратили.
Не умаляю достоинств великолепных мастеров своего дела С. П. Супруна, А. Г. Прошакова, Т. П. Сузи, но убежден, что Чкалов сумел бы вывести И-180 на большую дорогу, не попади он в ловушку, в которой оказался не по своей вине или оплошности.
Самолет ВИТ-1 после успешных полетов Чкалова был запущен в серийное производство. Завершать испытания этой машины назначен был Герой Советского Союза Павел Головин, который вскоре погиб на ней. ВВС прекращает заказ, а работы в конструкторском бюро Поликарпова по ВИТ-1 закрываются.
Более грозный самолет ВИТ-2 с крупнокалиберным оружием был также облетан Валерием Павловичем. Оставалось совершить несколько заключительных полетов. Сначала гибнет на опытном экземпляре заводской испытатель, а на втором терпит катастрофу летчик НИИ ВВС. После этого работы и по ВИТ-2 конструктора Поликарпова прекращаются.
Такая же судьба постигла и опытный самолет-разведчик «Иванов». Ему путевку в воздух тоже дал Чкалов, совершив на нем успешно первые полеты. Однако продолжателя дела Валерия Павловича подстерегла катастрофа. Авиационная промышленность закрывает и эту работу Н. Н. Поликарпова."
"Но главный конструктор был настойчив и упорен, стремясь дать Советской Армии более совершенное оружие. Невзирая на все беды и неудачи, он разрабатывает и в короткий срок создает великолепный истребитель под названием И-185. Работы ведутся бешеными темпами, в результате чего в 1940 году завод выпускает пять экземпляров опытных самолетов. Первый вылет совершает летчик-испытатель Ульяхин и приземляется почти в темноте... Опять спешит, торопится главный, когда следовало проявить хладнокровие и осторожность. Однако мотора М-71, под который спроектирован был И-185, пока нет, его еще не создали. В это время загрохотала, заполыхала Великая Отечественная война, и Евгений Ульяхин погибает на фронте, в воздушном бою.
В ноябре 1942 года на И-185 поставили долгожданный мотор М-71, и самый опытный и смелый, много раз терпевший сокрушительные аварии испытатель НИИ ВВС П. М. Стефановский продолжает дело Е. Ульяхина, получая скорость 708 километров в час, скорость, какую не имел в то время ни один истребитель авиации гитлеровской армии! Но разлетается на куски мотор М-71, Стефановский совершает вынужденную посадку на свой аэродром. Меняют двигатель, и 26 декабря 1942 года Стефановский вновь подтверждает скорость, равную 708! Но опять разламывается мотор, и Петр Михайлович садится вынужденно на соседний аэродром. Однако при этой посадке, опасаясь столкновения с самолетом, стоявшим на земле, он вынужден выровнять И-185 на большой высоте, отчего самолет при приземлении получает такую перегрузку, что крылья надламываются и складываются над головой изумленного пилота. Летчик еле выбрался из кабины и, дав высокую оценку самолету, горько сокрушался над совершенно недостаточной надежностью мотора М-71.
Пока готовили новый И-185 с более совершенным мотором, Стефановскому поручили испытания машины иной марки, другого конструктора. Петр Михайлович загорелся на новом самолете в воздухе и в какой уж раз попал на госпитальный хирургический стол.
К испытателю приехал Поликарпов. Стефановский посоветовал ему попросить ВВС, чтобы испытания И-185 продолжил летчик НИИ ВВС В. А. Степанченок.
Великолепный испытатель истребителей и сам хороший конструктор, Василий Андреевич отлично понимал, как нужен И-185 нашим ВВС в разгар грандиозных сражений на земле и в воздухе. Степанченку очень понравился самолет Поликарпова, но в марте 1943 года в одном из полетов испытателя постигла участь Валерия Павловича — коварный М-71 отказал на подходе И-185 к Центральному аэродрому. Не хватило каких-то ста метров до выхода на посадочную полосу, когда все возможности у летчика иссякли, самолет врезался в ангар авиационного завода.
Почти шесть лет Поликарпов прожил после гибели Валерия Павловича, и все эти годы главного конструктора преследовали неудачи, в конце концов надломившие непреклонного, упорного и очень талантливого человека. Он слег. В разгар болезни Николая Николаевича правительство постановило все дела, труды и специалистов по И-185 передать в конструкторское бюро Семена Алексеевича Лавочкина. И это помогло Лавочкину создать знаменитый истребитель Ла-5, на котором в годы Великой Отечественной войны громил фашистов трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Этот истребитель был грозой для гитлеровской авиации и помог приблизить победу над зловещим фашизмом.
А сам Николай Николаевич угас 19 августа 1944 года."
http://militera.lib.ru/bio/baydukov_gf_chkalov/index.html
_____________
Как это все объяснить - я не знаю. Но впечатление такое, что многие и многие и люди, и самолеты, к которым Чкалов имел хоть малейшее (зачастую - очень опосредованное) отношение - попадали в некий черный вихрь... А ведь написанное Байдуковым - это далеко не все известные факты подобного рода!
Чкалов курирует подготовку рекордного перелета самолета "Родина" с экипажем в составе не менее знаменитых, чем он, Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой. Рекорд был установлен, но Раскова прыгает с парашютом в тайгу, а Гризодубова и Осипенко совершают вынужденную посадку на брюхо в лесное болото. Их находят - на краю гибели - через десять дней, страна приветствует героинь - но 11 мая 1939 года майор ВВС, Герой Советского Союза, инспектор по технике пилотажа Полина Денисовна Осипенко погибает в авиакатастрофе вместе с прославленным асом, еще одной иконой тогдашних советских ВВС, Анатолием Серовым. Комбригом, Героем Советского Союза, летчиком, имевшим боевой испанский опыт, начальником Главной летной инспекции ВВС РККА! А в 1943 году черный вихрь уносит командира женского авиационного бомбардировочного полка, майора ВВС Марину Михайловну Раскову - и тоже в авиакатастрофе, не в бою, что было бы понятнее... Андрея Николаевича Туполева, патриарха советского самолетостроения, главу конструкторского бюро, построившего АНТ-25 - сажают в "шарагу" вскорости после рекордных перелетов, еще при живом Чкалове. В августе 1935 года экипаж АНТ-25 в составе командира корабля Сигизмунда Леваневского, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Виктора Левченко стартует в перелет до США через Северный полюс. (Байдуков и Чкалов в это время - давние знакомые и хорошие приятели, чтобы не сказать друзья...) Попытка срывается из-за разрыва маслопровода; для того, чтобы получить возможность посадить самолет, экипаж вынужден сливать горючее в воздухе - и насквозь пропитанный маслом и бензином самолет вспыхивает как факел сразу после посадки. По до конца не выясненным до сих пор причинам. А в 1937 году опытнейший полярный летчик Сигизмунд Александрович Леваневский, Герой Советского Союза с удостоверением № 2 - исчезает без следа над Арктикой вместе со своим четырехмоторным Н-209 и пятью другими членами экипажа...
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=198
Подобным фактам несть числа. Я упоминаю только самые известные...
____________________
Вернемся к началу и зададим простой вопрос: а зачем это все было надо? Я о перелетах, конечно! Только для рекордов? Из чисто спортивного интереса? А не чересчур ли гигантские спортивные замахи? Даже для СССР того времени? Вот некоторые загадки, гипотезы и факты.
Одна из наиболее правдоподобных версий: http://www.russfinks.ru/Stranici/RusSecret/smirnov_kg/0001.html
Подтверждение:
"По заданию военных КБ Туполева спроектировало дальний бомбардировщик на его основе. Внешне самолёт изменился не сильно - на него установили новый мотокапот для двигателя, сделали вырез в фюзеляже под бомбоотсек для четырёх бомб ФАБ-100 (сразу за ним находилось место стрелка) и установили необходимле бомбардировщику оборудование. Самолёт получил обозначение АНТ-36 и поступил на испытания в 1936 году. Бомбардировщик из рекордного самолёта получился довольно посредственный - АНТ-36 не обладал положенной для самолётов такого класса бомбовой нагрузкой и скоростью полёта, зато дальность оказалась просто запредельной. НКАП решил не тратить силы и средства на дальнейшее развитие схемы АНТ-25, а сосредоточить все усилия на разработке новых самолётов АНТ-37 (ДБ-2) и ЦКБ-30 (ДБ-3). В порядке эксперимента на один из ДБ-1 был установлен дизельный двигатель конструкции Чаромского АН-1, но положительных результатов перестановка моторов так и не дала. В итоге был выдан заказ на 20 бмбардировщиков ДБ-1, из которых успели построить четыре. Они не передавались в ВВС и некоторое время использовались в качестве курьерских самолётов, после чего все построенные ДБ-1 окончили свою недолгую жизнь на полигоне в качестве мишеней в 1941 году."
http://aviarmor.net/AWW2/Aux_A/ussr/db-1.htm
О перелете до острова Удд и о том, как легендировалась эта история: http://www.nevod.ru/local/zvezda/page.php/zvezda/2009-10-02/7
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Пятница, 11.12.2009, 00:40 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Похоже, что ни единого фото именно того самолета, на котором разбился Валерий Павлович, не существует. Тем более - цветного. Сохранились лишь фото более поздних его модификаций. Поэтому - вот: http://modelism.airforce.ru/reviews/ru/i-180/index.htm Я не в силах до конца поверить в рациональные причины именно такой раскраски этого самолета: цвета свежей крови, без опознавательных знаков - и с траурно-черным капотом двигателя. Того самого двигателя, который и убил великого пилота... ___________________ Гибель Чкалова: объяснительные потенциальных виновников аварии, работа комиссии по расследованию, ее выводы и проч. Прямые цитаты из архивных документов со ссылками: http://www.airpages.ru/dc/i180doc.shtml ___________________ Как выясняется теперь, история самых именитых людей и самолетов того времени и той страны подчищалась, перевиралась и мифологизировалась беспардонно и в немыслимых масштабах. "Король истребителей" Поликарпов... и в условиях реальных боев к его самолетам возникает масса вопросов (чтобы не сказать грубее) от рядовых летчиков, на них воюющих. Икона советских летчиков-испытателей Чкалов доводит (через тяжелые труды, аварии и административные баталии) до серийного производства И-16 - истребитель с рядом принципиальных конструктивных и эксплуатационных пороков, чтобы не сказать прямее. Слова о том, что Чкалов был автором принципиально новых, передовых и прогрессивных приемов воздушного боя - стали штампом отечественной литературы. Но нигде в этой литературе нет ни единого конкретного описания этих приемов... Опытнейшие летчики и летчицы - испытатели и военные, с боевым опытом, преподаватели летного мастерства, орденоносцы, Герои Советского Союза, в высоких званиях, усыпанные специально для них придуманными наградами - гибнут в вихре страшных катастроф, причины которых не выясняются до конца, замалчиваются или фальсифицируются. Хроническое отставание авиастроения СССР от ведущих авиационных держав мира - в вопросах моторостроения, технологий конструкций и материалов, инженерной скрупулезности и технической культуры проектирования и строительства самолетов - становится предметом череды открытых шпионских процессов и закрытых военных трибуналов. Но воз остается там же, где и был, а факты и выводы, всплывавшие в ходе этих разборов полетов (часто - под сводами Кремля) замалчиваются наглухо и на многие годы. Лицензии на производство лучших иностранных авиамоторов покупаются за рубежом в тайне от всего мира и оплачиваются брусками золота таинственными гражданскими лицами в дорогих плащах, не скрывающих военной выправки. Построенные по купленным лицензиям моторы неизменно оказываются хуже оригинальных, но производятся огромными сериями под советскими наименованиями и с советскими же эмблемами на картерах и блоках цилиндров. О чем знает весь мир, кроме сплоченных трудящихся Страны Советов. Грандиозные масштабы сотрудничества с немцами и американцами преуменьшаются и перевираются в десять бочек арестантов годами и десятилетиями. Трагически низкий уровень теоретической и практической подготовки летного, инженерного, конструкторского и чиновничьего состава и изобилующий кровавыми и массовыми катастрофами путь советской предвоенной и военной авиации - перевирался и перевирается с точностью до наоборот. Прямое и постоянное внимание Сталина, перманентная кадровая чехарда, громкие награждения и тайные убийства, массовые посадки, пытки и расстрелы - нисколько не выправляли положения. Имею ли я право писать подобное? Имею, и по нескольким причинам. Во-первых, я давно и от всего сердца люблю историю авиации, а в особенности - авиации сталинской. И не могу считать, что тотальное вранье о ней украшает наше прошлое. Истинная любовь к Прошлому, к Истории - это их знание. А не культивирование лжи. Во-вторых, я не могу не поклоняться великим пилотам прошлого. Их обаянию и профессиональным качествам. Как бы высоки или низки эти качества ни были (и только в сравнении!). Именно поэтому я и стремлюсь понять, почему же жизни многих из этих великих людей были столь тяжелы и обрывались столь рано и трагично? И в-третьих - я не сторонник перетряхивания грязного белья. Поэтому, в частности, я не опубликовал в этом материале фото Валерия Павловича, выпивающего стоя с пропитыми и опустившимися односельчанами. И не написал подробно о том, что, например, Марина Михайловна Раскова носила, по некоторым данным, "параллельное" воинское звание - по системе НКВД...
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Вторник, 13.04.2010, 17:02 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Выше я писал о том, что за именем и личностью Валерия Павловича Чкалова проглядывает некий черный вихрь трагедий и смертей. Миновал День космонавтики. Вспомним. 27 марта 1968 года в 10 часов 18 минут по местному времени с одного из аэродромов СССР поднялся в воздух самолет УТИ Миг-15 с экипажем из двух человек. В 14 часов 50 минут одному из вертолетов, взлетевших на поиски самолета, с которым была потеряна радиосвязь и у которого должно было давно закончиться топливо, удалось обнаружить обломки. Оба пилота погибли. Одного из пилотов звали - Юрий Алексеевич Гагарин. Воистину рекордным был другой его полет... А аэродром, с которого они взлетели, назывался - Чкаловский. Бывший Щелковский. Несмотря на предпринятое тщательное расследование, причины аварии достоверно установить не удалось.
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Понедельник, 03.12.2012, 12:28 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Буду постепенно добавлять разного в качестве постскриптума - чтобы дух той Эпохи стал ближе и понятнее...
http://www.twirpx.com/file/926813/
http://nnm.ru/blogs....-zabyli
http://krupnov.livejournal.com/400815.html
http://hobbyport.ru/avia/ant_25.htm
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Понедельник, 03.12.2012, 19:36 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| Один из самых красивых самолетов, что облетал Валерий Павлович - истребитель И-17 конструкции "короля истребителей" Поликарпова:
http://alternathistory.org.ua/mikhail....skachat
***
И-180, на котором погиб великий "сталинский сокол", со временем породил И-185 - мускулистого хищника с тремя пушками, имевшего все шансы оказаться поистине львом в стаде овец; этот шедевр истребительной авиации превзошел все современные ему самолеты аналогичного назначения на порядок, качественно - настолько, что (как показала история) СССР смог бы пройти с ним всю Великую Отечественную войну от первого и до последнего дня, при этом даже не модернизируя эту летучую смерть ни в плане повышения скорости или маневренности, ни в плане усиления вооружения... это - уникальный пример в истории авиастроения, подобных которому нет!.. если бы не мотор, тот же мотор, что убил Чкалова...
http://www.opoccuu.com/i-185.htm
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
Captain_Nemo | Дата: Пятница, 14.06.2013, 15:30 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
| "27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей."
"Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин (Николай Каманин), знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья (Гагарина) знала правду о гибели."
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов.
Источник: http://ria.ru/science....tration
Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
|
|
| |
|
| |