Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Понедельник, 19.11.2018, 17:01
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » Обучение всадника » Хороший всадник, которого нет.
Хороший всадник, которого нет.
Captain_Nemo Дата: Четверг, 03.05.2018, 11:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2067
Статус: Offline
Странное название темы - для того, чтобы привлечь особенное внимание к одной важной проблеме, которая на первый взгляд выглядит как раз странно, но на взгляд более внимательный...

***

Что такое "хороший всадник"? тот, который научился сидеть и ездить верхом на лошади хорошо, этот ответ кажется очевидным и не требующим никаких особенных оговорок, не так ли?
Так, но не совсем: на мой взгляд, действительно хороший всадник должен владеть ещё одним важным навыком, который... до известной степени противоречит первому.
Это навык - умение учиться, а точнее - умение переучиваться.
Что такого важного и нужного в этом навыке? и почему он зачастую противоречит уже выученной хорошей езде?
Давайте порассуждаем вместе и вслух...

Умение учиться постоянно и непрерывно, быть открытым всему самому новому буквально каждое мгновение жизни и карьеры... важность этого умения подчёркивают очень часто - очень многие хорошие преподаватели самых разных предметов, отнюдь не только и не столько выездки и езды!
Но как выглядит это умение на практике? до известной степени парадоксально: учиться новому каждую секунду - означает умение начинать с чистого листа, то есть... отказываться от старого.
И вот каков этот парадокс в самом чистом и одновременно самом распространённом виде: чем лучше (успешнее) всадник - тем труднее ему отказаться от своего [успешного] опыта, а точнее - от выводов, сделанных из этого опыта.
То же самое можно сказать и ещё жёстче: чем всадник лучше - тем он хуже...

Обильный опыт выездки и езды часто приводит к тому, что всадник становится боязливым и ограниченным ретроградом: он совершенно не хочет (а на самом деле просто не может) отказаться от тех убеждений и навыков, на выращивание которых уже потрачены (безвозвратно!) годы тяжёлого труда.
Пусть даже всадник очень хорош объективно, бесспорно, 100%-но доказуемо со стороны! именно поэтому он уже не может выбросить все свои текущие убеждения и навыки на помойку в одно мгновение, не готов взглянуть на происходящее совершенно свежим взглядом, иными словами - такой всадник не готов учиться новому как следует, то есть в любой текущий момент времени, непринуждённо и продуктивно.

Чем больше опыта и успехов в прошлом, тем меньше желания и умения переучиваться - в настоящем.

Подобный консерватизм - явление в целом естественное, полностью понятное и даже нормальное. Более того, без такого консерватизма невозможно создание Школы, причём не только Школы выездки и езды, а вообще любой!
Но именно поэтому любой всадник, только желающий стать хорошим - должен понимать эту опасность максимально отчётливо и глубоко.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Четверг, 03.05.2018, 12:34 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2067
Статус: Offline
Давайте вспомним и обдумаем симптомы... когда здоровый консерватизм превращается в патологию, а затем и в хроническую болезнь?
Примеров только типичных - увы, хватает...

Всадника учат всему, чему угодно, но принципиально не учат учиться.
Всадника учат правильной посадке, но совершенно не учат тому, как совершенствовать её самостоятельно.
Всадника учат "правильному" применению средств управления, но совершенно не учат непредвзятому анализу ответов лошади на применение этих средств.
Всадника учат тому, что без тренера он никто, что без очного обучения и контроля специалиста со стороны прогресс невозможен, иными словами - всадника отучают (специально, целенаправленно и совершенно сознательно) от самостоятельного поиска, анализа, усвоения и применения всех доступных знаний... кроме тех, что транслируются максимум несколькими близко расположенными авторами...
Всадника учат лишь двигательным, но не интеллектуальным умениям и навыкам. Его учат сидеть и скакать, но совершенно не учат читать и думать, обобщать и анализировать, формулировать и доказывать, дискутировать и опровергать...

Всадник путает успешный опыт с грязью в пробирке.
Потратив годы упорного труда на совершенствование своей езды - но на совершенствование интуитивное вместо рассудительного! - всадник начинает путать необходимые компоненты своего умения с компонентами случайными.
Он искренне считает, например, что корявые руки, сутулость или голубиная тряска головой на скованной шее - это необходимые компоненты "индивидуальной" "рабочей" посадки и езды, а не обычная двигательная грязь, совершенно лишняя в любой работе, тем более индивидуальной...

Наконец, как правило - всадника учат одному-единственному "правильному" двигательному стереотипу того или иного действия, и поэтому с приобретением всё более обширного опыта такой всадник начинает искренне считать, что на каждое действие лошади есть лишь одно-единственное "правильное"... противодействие...

А в качестве постскриптума... всадника учат не искусству дипломатии, а искусству войны: не тому, как сидеть, а тому, как усидеть; не тому, как сотрудничать, а тому, как победить; не просьбам, а командам, не уступкам, а наступлению, а в итоге вместо любви к непринуждённому процессу прививается и произрастает буйно - стремление к результату любой ценой...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Пятница, 04.05.2018, 16:06 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2067
Статус: Offline
Какие главные выводы вытекают из всего сказанного?
Их три.

Во-первых, подавляющее большинство т. н. опытных всадников научены вовсе не правильной посадке, а набору очень стойких двигательных привычек-зависимостей.
Можно ли это доказать на практике? можно, и очень просто: попросив любого такого всадника убрать из комплекта этих своих привычек какую-то одну, причём любую, а на самом деле - любую самую малую.
Например: ОК, вот ваша индивидуальная рабочая(С) посадка... перестаньте клевать головой по-голубиному - немедленно. Невозможно? всадник продолжает клевать помимо воли? ОК, посадки нет, поскольку эта ваша "посадка", оказывается, не может существовать даже без самого малого и кривого костыля...

Во-вторых, всадника нужно учить не столько правильной посадке, сколько правильному использованию очень многочисленных и очень разных приёмов и методов быстрого обучения и самообучения.
Неожиданным подводящим упражнениям.
Непривычным идеомоторным конструкциям, причём как словесным, так и образным.
Вроде бы совсем простеньким, но поначалу очень "неудобным" двигательным задачам, которые нужно выполнить не только вместе с лошадью, но порой и совсем без неё.
Не столько закреплять навыки, сколько "раскачивать лодку"; не цементировать "правильные" двигательные навыки "накатом" одних и тех же "конечасов", а постоянно освежать все текущие навыки - занятиями очень разными; не останавливать двигательное развитие всадника на чём-то "правильном", а продолжать его дальше - в поисках ещё лучших неожиданностей...

Наконец, в-третьих - нужно специально учить всадника переучиваться, причём очень быстро, а в идеале - мгновенно.
Чтобы его тело и ум были всегда свежи и пластичны, а не привычны к однообразию, пусть даже самому удобному.
Затем, что (опять парадокс?))) только в этом случае всадник сможет приспособиться к любой лошади, любому седлу и т. п. - мгновенно или почти мгновенно, а ещё - сможет участвовать в самых разных очных практических тренировках-семинарах максимально плодотворно.
Потому, что будет НАУЧЕН ЗАРАНЕЕ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО - как говорится, схватывать на лету. smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Форум » Форум » Обучение всадника » Хороший всадник, которого нет.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018 Используются технологии uCoz