Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Воскресенье, 19.11.2017, 16:47
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Форум » Обучение всадника » Основа посадки всадника.
Основа посадки всадника.
Captain_Nemo Дата: Четверг, 17.11.2016, 00:18 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1984
Статус: Offline
§ 1

Основой правильной посадки всадника является правильный шлюсс.

Термин "шлюсс" довольно стар и достаточно известен, однако что именно он означает? к сожалению, ответить на этот вопрос ясно могут далеко не все всадники, тренеры и берейторы, даже очень хорошие. В результате замысловатое старинное словцо переписывается из книги в книгу уже не первый век... без внятных объяснений того, зачем оно вообще нужно ЛЮБОМУ всаднику.
Принято считать, что "крепкий" шлюсс можно и нужно тренировать... но как это делать без ясного понимания того, что же именно мы тренируем? Традиционный ответ на это недоумение состоит в том, что лучший шлюсс приобретается путём долгой и разнообразной практики верховой езды, но это - лишь частичка правды в лучшем случае...
Что же означает это слово на самом деле? и в чём польза понимания смысла этого термина?

По моему мнению, "шлюсс" заключает в себе два смысла: узкий и широкий, частный - и более общий. Оба этих смысла не противоречат, но дополняют друг друга.
Шлюссом в узком смысле слова является совокупность всех точек тела всадника, опирающихся на спину лошади - пятно контакта.
Садитесь верхом на лошадь неосёдланную и нечищенную, biggrin немного на ней пошагайте, а потом спешивайтесь и смотрите туда, где сидели: пыльный отпечаток Ваших штанов на лошади (и лошади на Ваших штанах))) - это и есть чертёж нашего шлюсса. smile
Шлюсс же в широком смысле представляет собой совокупность всех взаимодействий, всех процессов, происходящих в нашем пятне контакта на протяжении верховой езды: степень напряжения и расслабления соприкасающихся мышц всадника и лошади, место размещения центра тяжести корпуса всадника относительно границ пятна контакта (границ площади опоры), развивающиеся там силы трения и т. п.
И только из этих двух простых определений мы уже можем сделать первый практический вывод: тренировка шлюсса начинается с приобретения правильного пятна контакта с лошадью, а продолжается - отработкой правильного взаимодействия своего тела с телом лошади по всей площади этого пятна.

§ 2

Самая сложная проблема, связанная с приобретением правильного шлюсса, состоит в том, что он шокирует.

Подавляющее большинство людей в повседневной жизни привыкли опираться на ноги, и поэтому полноценная опора на пах и внутренние стороны бёдер - ощущается как непривычная, неудобная и даже опасная.
Это заявление может показаться нелепым, но обратите внимание на слово "полноценная"...
В повседневной жизни мы не сидим на разрезе и тем более не опираемся на него полноценно, то есть смело, полностью и раскованно перенося на пах всю массу своего тела. Просто потому, что привыкли это место беречь и защищать - всеми силами и в любой ситуации, хотя бы намекающей на опасность.
Даже когда мы сидим на стуле, нам удобно, когда наши ноги опираются на пол. Когда мы едем на велосипеде - мы не только давим на педали, но часто и привстаём на них... чтобы смягчить толчки от седла...

Поэтому верховая езда без стремян - вообще-то лучший способ приобретения правильного шлюсса - часто закрепощает и нервную систему, и многие мышцы человека помимо его воли, смелости, уровня физической подготовки и т. п.

Невероятно большое количество всадников с первых минут езды верхом приучаются давить на стремена - просто потому, что стараются защитить своё самое уязвимое место от непредсказуемых толчков снизу самым простым и привычным способом: напряжением и отдалением от источника опасности...
А когда всадник давит на стремена - он выталкивает сам себя из седла вверх, сокращая площадь шлюсса и уменьшая действующие там силы трения, которые... должны держать всадника в седле.
А если заставить всадника бросить стремена? как правило, происходит нечто ещё худшее: для того, чтобы защитить свой пах, всадник напрягает мышцы таза и внутренней стороны бёдер... и именно напряжение этих мышц опять-таки выталкивает его из седла вон.
Именно по этой причине бездумная езда-"трясучка" без стремян "через немогу" - вовсе не создаёт правильную посадку, а только разрушает любые на неё намёки.

Как же быть? просто: лучший шлюсс тренируется только медленно: сперва на лошади, стоящей неподвижно, затем шагающей совсем тихонько, потом шагающей чуть бодрей и дольше, и только потом - по чуть-чуть рысящей.
Потому, что всадник должен быть совершенно уверен, спокоен и раскован в любой момент тренировки: шлюссу ничего не грозит, пах в безопасности, в разрезе ничего не режет, а бёдра могут поглотить даже очень сильные толчки снизу - не напрягаясь.

§ 3

Другая проблема из числа самых болезненных и распространённых - хроническая привычка к коротким стременам.

Если всадник нажмёт ногами на стремена, отпущенные достаточно низко, это лишь немного "разгрузит" его шлюсс, что бывает даже необходимо; но когда всадник давит на стремена, подтянутые коротко, то это давление просто отделяет от лошади внутренние части его бёдер, что означает уже не разгрузку, а полное разрушение шлюсса.
Опора на всё пятно контакта, на всю площадь "ленты" шлюсса целиком - сменяется опорой на отдельные точки: на стремена, на колени и на зад.
Правильный шлюсс удерживает всадника в седле исключительно силами трения, развивающимися на большой площади контакта под воздействием веса его тела, тогда как опора на отдельные точки заставляет всадника контролировать эти точки излишними мышечными усилиями (сжимать колени, фиксировать шенкеля, "работать поясницей" и т. п.), то есть - напрягаться, сжимаясь в комок вместо того, чтобы сидеть спокойно и непринуждённо.

Кроме того, практика показывает: мышцы таза и бёдер большинства людей способны расслабляться и удлиняться весьма сильно уже после очень небольшой и неторопливой разминки верхом. Если выразить это в цифрах, получится примерно так: 5-10 минут осмысленнной (то есть сознательно расслабленной!) верховой езды спокойным шагом без стремян = отпусканию "вроде бы подходящих поначалу" стремян на 2, 3, а иногда и на все 4 дырки.

И к слову: растяжку мышц таза и бёдер верхом можно заменить растяжкой пешком smile - но для этого существуют специальные упражнения, бег трусцой или школьные приседания тут не сработают. А если Вы пока не растянулись никак - подгонять стремена перед посадкой на лошадь не только бессмысленно, но и вредно: для правильной посадки после правильной разминки они всё равно окажутся коротки.
И разумеется, отсюда вытекает само собой: возьмите в привычку всегда проезжать первую (разминочную) репризу шага без стремян.

§ 4

Огромное влияние на шлюсс оказывает не только длина, но и конструкция стремян.

Можно сказать без преувеличения: размеры, вес и форма стремени в целом и опорной перемычки в частности - всё это влияет на шлюсс и на посадку всадника ничуть не меньше, чем движения лошади и форма седла.

Стремена излишне тяжёлые способны раскачивать ноги всадника как маятники, тем самым препятствуя необходимому расслаблению, тогда как стремена слишком лёгкие - порождают ощущение неустойчивости и трудны для поиска вслепую в случае потери... что опять-таки провоцирует излишнее напряжение мышц всадника тогда, когда это вовсе не нужно.
Лучшее стремя обязательно имеет обширную опорную площадку - для того, чтобы всадник никогда не держал стремя силой, скрючивая пальцы и напрягая свод стопы наподобие лапы хищной птицы...
Подходящая по всем размерам кобура, препятствующая проскакиванию стопы всадника в стремя до подъёма, способствуют раскрепощению всех мышц всей ноги всадника сверху донизу, что делает посадку всадника куда более крепкой и изящной одновременно - без затраты лишних сил и с ростом безопасности.
И разумеется, подходящее стремя не может быть подобно обуви точно по размеру, как говорится, впритык; самое удобное (и безопасное!) стремя обязательно будет чуть больше вроде бы достаточного, а в расчёте на зиму (на толстую зимнюю обувь, да ещё и с тёплым носком) - ещё больше!
Короче говоря, стопа всадника должна стоять в стремени точно так же, как на широкой и крепкой ступени надёжной лестницы: совершенно естественно, спокойно, уверенно и без всяких лишних напряжений мышц где бы то ни было!

И наконец, быть может, самое важное: лучшее положение стопы всадника в подходящем(!) стремени - вовсе не пяткой вниз, а примерно параллельно земле, т. е. горизонтально.
Потому, что отчётливое опускание пятки вниз закрепощает не только голеностоп, но и всю ногу всадника сверху донизу, тогда как рекомендация тянуть пятку вниз была придумана вовсе не для лучшей посадки, а только для того, чтобы нога всадника средненькой квалификации - и зачастую в совершенно неподходящей обуви - не застряла в стремени неудобном и небезопасном...

§ 5

Основным путём приобретения правильного шлюсса является свободное опускание коленей.

Иными словами, колени всадника должны быть опущены как можно ниже - но не столько мышечными усилиями, сколько путём расслабления тех мышц, что мешают такому опусканию.
Самый простой способ встать на этот путь - кататься спокойным шагом без стремян, обращая особенное внимание на то, чтобы ноги свисали по бокам лошади совершенно(!) свободно, "макаронинами". smile
Никакого сжимания боков лошади коленями или шенкелями! колени всадника должны соскальзывать по бокам лошади всё ниже и ниже по причине а) расслабления, "растряхивания" и растяжения "ненужных" мышц и б) отсутствия необходимости (на спокойном шагу) сжимать лошадь ногами для поддержания равновесия.

Переходя к езде учебной (манежной) рысью, надо помнить: самый первый и самый верный признак того, что всадник ещё не сидит: колени лезут вперёд и вверх.
Когда шлюсс недостаточно глубок и мягок, всадник начинает сжимать лошадь ногами, пытаясь восполнить недостатки шлюсса силой мышц... этого самого шлюсса. И тем самым а) делает свой шлюсс только жёстче и б) выдавливает сам себя из седла вверх...
Тогда как всадник, обладающий правильным шлюссом, при любом дискомфорте привык садиться ещё спокойнее и раскованнее, то есть - опуская колени ещё ниже.

И наконец, отметим в скобках, что раскованная нога всадника, обладающего правильным шлюссом, не только опускает колено вниз, но и уводит его назад, что естественно: бедро, вращающееся в тазобедренном суставе, диктует только такую траекторию, которая как раз и приводит к классической и непринуждённой посадке: на длинном стремени и с коленями под собой, а не спереди...

А в качестве постскриптума - простая истина, которая признаётся, однако, далеко не всеми т. н. профессионалами: действительно лучшая посадка приобретается в полном отрыве от применения средств управления!

Сперва постройте прочную и одновременно лёгкую smile основу своей посадки, и только затем - начинайте тренировать применение средств управления лошадью!
Учиться же тому и другому одновременно - несусветная чушь, которая приводит только к тому, что обе задачи, решаемые разом, никогда не решаются как следует; и вместо настоящего Всадника выпекается езд*к, сидящий верхом пусть и крепко, но никак не хорошо, и управляющий лошадью пусть и эффективно, но никак не лучшим образом.
И поэтому для приобретения правильного шлюсса и правильной посадки в целом вовсе не нужна лошадь экстракласса или вообще как-то особенно выезженная, но обязательно достаточно спокойная и воспитанная - и в комплекте с помощником-тренером. Который будет не только подсказывать всаднику, но и управлять лошадью, и контролировать все нюансы её настроения и поведения - с земли, в руках или на корде.
Для того, чтобы всадник, разучивающий посадку, учил (и выучил!) именно Посадку, а не силовые и болевые приёмчики... wink


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Форум » Форум » Обучение всадника » Основа посадки всадника.
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Используются технологии uCoz