Были с женой на ее концерте.
Она - великая балерина. Возможно - величайшая балерина нашего времени.
Да, вот так...
Забавно и грустно, что сказанное должно быть очевидным для любого адекватного человека, который пожелает сформировать собственное непредвзятое мнение.
Да что это я?! Даже убеждаться в достоверности тех или иных сведений совершенно не нужно. Достаточно рассмотреть любую налавочкеподподъездную сплетню с позиции простого здравого смысла. Как говорил один из моих любимых литературных героев - "Не могу понять!"
Предположим, некая балерина утопает в роскоши.
И что?
Что во всем мире, что в Расее-матери - исстари так заведено, ибо ноблесс, как ни крути, а все-таки оближ!
После отечественных хореографических бурс, с садическими традициями которых мало что может сравниться, утопание в роскоши - единственный способ реабилитации души и тела Человека, который нашел в себе силы пройти через мерзости так называемой учебы!
Богатые поклонники неслабого калибра?
И что?
Балерина танцует для всех. Для всех, кто может понять и восхититься.
Большая часть балетного зрительского мира - покупает билеты, аплодирует и дарит цветы. Ничтожный процент - дарит намного больше.
Сколько ни вглядываюсь - не могу увидеть в описанной ситуации ничего патологического!
Но все это - рассуждения, доступные даже для подросткового ума.
Теперь о некоторых фактах, которые бросаются в глаза лично мне. Волочкова - величайшая революционерка.
Молодая и прекрасная женщина, активно гастролирующая балерина - публично озвучивает идею создания школы эстетического воспитания. Я это слышал своими ушами, каковым с трудом поверил.
Где это видано и слыхано?!
Не абы кто, а великая Майя Михайловна Плисецкая в своей книге напомнила читателям анекдот о том, как после утонутия "Титаника" не утонули два человека - банкир и балерина. Первый - потому, что был большим овном и потому, соответственно, хорошо держался на воде. Вторая - так как была глупа, как пробка...
Отсмеявшись, давайте вспомним о том, что этот солененький пассаж на страницах книги величайшей балерины современности никого как бы не удивил. Не возмутил. Не вызвал шквал яростных опровержений...
А почему? Правильно...
А в итоге имеем: некая широко известная Женщина обладает - помимо молодости, красоты, обаяния, техники и таланта - умом. Что же мы с ней, такой нехорошей, делать будем?
Правильно: ату ее! Уж этому-то сызмальства научены, уж тут-то нам только повод придумать, а дальше само пойдет...
А ведь это только верхушка айсберга.
Постараемся припомнить исполнительницу любого танца (любого возраста, национальности и страны проживания, любой эпохи... добавлять бесконечно...) которая бы озаботилась вопросом: как влияют условия жизни в городе на форму шей ее зрителей и поклонников?!
Не сразу на ум фамилии идут, ах, не сразу!
Далеко за подтверждением не полезем - об этом Анастасия говорит на своем официальном сайте! А не подружке на ушко в чаду гламурной вечеринки!
Более того - якобы светская львица тире дива (словечко Ульяны Лопаткиной, от которого в данном контексте меня передернуло!) пытается что-то делать, а не просто, извиняюсь, болтать!
Ну-тко, у кого из псевдосветской русскоязычной тусовки душа болит от того, что поклонники с кривыми спинами и шеями набок живут?
Невелик список, ах, невелик...
Для человека, который не связан с балетом никаким боком, но имеет в наличии элементарный здравый смысл и желание понять, что к чему и почему, вся история "скандалов вокруг Волочковой" проста, как процесс выпивания стакана водки!
Набралась заграничной техники, видите ли! Ах, негодная! Ату! Предательница!
Однако открыто же такое не заявишь, простые и добрые в своей основной массе люди не поймут, это ж кулуарно все ясно, между своими...
Потому придумаем и озвучим мерзкую ахинею о том, кто какого роста и веса.
Женщина с большой буквы хочет жить полноценной жизнью, а не только и исключительно искусством балета? Ату!
Как это, што ш такое: мы все уродуемся, а она нет? Гон! Трави!
А то, что на просторах СНГ неизвестно даже близко, что такое пилатес, зачем он нужен и кто такая Марта Грэм и еще многие с ней, которые поняли, что уродоваться ради процесса создания прекрасного нелепо - сие, кажется, в кругах нашенских чиновитых балетных богов-олимпийцев мало кого волнует!
Потому, что Россия - родина слонов и всего прочего, а чуждые веяния есть веяния вредные, и мы на том стоим и стоять будем. До упаду...
Талантливейшие Патрик Суэйзи и Лайза Ньеми все сказали об этом своим великолепным "Последним танцем". Это снято как будто о нас...
А вот для нас ли - большой вопрос!
Что и как именно нужно делать с кастовостью, узостью взглядов, нетерпимостью и неадекватной агрессивностью отечественных балетных владык - об этом можно и нужно спорить! Но то, что делать что-то надо - бесспорно...
А Анастасия - делает. И прямо - своим творчеством, и косвенно - но не менее эффективно! Ибо многие и многие ее слова, мысли, планы, взгляды - подобны глотку свежего воздуха.
А как же, собственно, ее танец?
А ее танец велик своей гуманной красотой. Не высота через надрыв и надлом! Ослепительное сияние, достигнутое достойными, человечными, гармоничными усилиями - вот что пленяет и завораживает, действительно - завораживает и не отпускает!
Не должен балет быть синонимом мазохизма!
Это русская квазиинтеллигентщина: без надлома нет приема! Это не просто некрасиво, неизящно, негармонично. Это, в конце концов, просто дремучесть и варварство. Балет - искусство высокоразвитой цивилизации. Так и средства должны быть соответствующими, а не абы какими, лишь бы успех!
Волочкова - не только национальное, а - общечеловеческое достояние.
Балерина, нашедшая, говоря словами классика, "лезвие бритвы".
Труд - но не трудовое рабство. Воля - но не надлом личности. Совершенство - но не в пределах "узкого луча зашоренного взгляда".
Гармония - но не в ущерб отточенности элементов. Многогранность хореографического таланта - но не разбросанность. Любовь к танцам-модерн - но не оппортунизм, не уход от классики.
Вершина Волочковой-балерины, Волочковой-личности - еще впереди. Мы видим блистательные плоды ее ума и таланта, но высшая точка еще не пройдена...
Ее нельзя не любить, ей нельзя не восхищаться, у нее нельзя не учиться, к ней нельзя не прислушиваться...
***
P. S.:
"Вторник, 24 Февраля 2009 г. 13:24
Добрый день, уважаемый Капитан Немо
Как Арт-директор Анастасии Волочковой, прошу Вас примите наши самые теплые и искренние слова восхищения и благодарности. После прочтения Вашей статьи, Анастасия, немного задумавшись, сказала: "Танцевать для такого зрителя - большая честь... и большая ответственность!". Благодарим Вас за каждое слово. Всех благ Вам и Вашей семье.
С уважением,
Виктория Ступина"