Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Вторник, 16.04.2024, 18:55
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » Фундаментальные исследования » "Пирамида выездки" (или Берейторское искусство в диаграммах)
"Пирамида выездки"
Captain_Nemo Дата: Среда, 03.12.2014, 21:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Эта тема будет формироваться постами короткими, но зато (надеюсь) наглядными и потому понятными без лишних слов.

***

Т. н. "пирамида выездки" или "пирамида тренинга" - "training pyramid", "pyramid of training" - диаграмма традиционной формы, призванная напоминать всаднику и берейтору правильную последовательность обучения (тренинга, выездки) верховой лошади; в этой теме я хочу привести изображения нескольких таких пирамид, отличных друг от друга - и предложить несколько своих вариантов подобных диаграмм.

***

By Tonja Dausend: ( http://onm.ucoz.net/forum/28-56-1 ):



http://www.ridingart.com/balance.htm

...Mica Mabragana:



http://dressagetoday.com/article/riding-dressage-25639

Выделю особенно пирамиду Лиззи Трабант (Lizzy Traband):



http://taijihorsemanshipcoach.com/

...и заодно - фото автора: smile



http://www.smugmug.com/


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Четверг, 04.12.2014, 12:41 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Первый вариант моей пирамиды - самый упрощенный и обобщенный, для понимания и запоминания самых главных алгоритмов конного дела в целом - построен на основе известной формулы "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", а также на ассоциациях с сигналами светофора:



Красный фундамент пирамиды (или красный сигнал светофора, если угодно) строго предупреждает о том, что без достаточно крепкого здоровья и правильного (естественного) содержания лошади заниматься с ней чем-либо еще - как минимум бессмысленно, а часто и опасно.
Оранжевый цоколь составляет устойчивую опору для собственно тренинга: ведь невоспитанная лошадь не только опасна для себя и всех окружающих, но к тому же не понимает или не хочет слушать просьб человека; с другой стороны, именно воспитание закладывает основу проводимости, контакта - адекватной реакции на просьбы человека, впоследствии - на средства управления...
Желтый этаж, или сигнал светофора, символизирует успокоение и расслабление лошади, что является связующим звеном от тренировки ее ума - к тренировке тела.
Вслед за желтым сигналом открывается зеленый, и дорога физической культуры начинается с вытяжения, эластирования и удлинения мышц лошади, и продолжается, тем самым, приобретением ею спокойной свободы движений.
Достаточная длина и эластичность мышц порождают равномерный ритм движения, что запоминается как приятный голубой цвет; безукоризненная ритмичность - один из двух главных показателей эргономичности (биомеханической правильности) любого аллюра лошади (второй показатель - правильное (на пятку) приземление копыт).
Здоровая и спокойная лошадь, уже научившаяся двигаться раскованно и ритмично, естественным образом хочет насытить свое движение импульсом, энтузиазмом бодрого стремления вперед, однако без скованности, волнения или паники... и голубой цвет сменяется более насыщенным синим...
Наконец, умение двигаться вперед спокойно, раскованно и без постоянных напоминаний позволяет гнуть лошадь всё больше, постепенно подводя ее к высшим стадиям сбора - все еще эластичной, но одновременно сильной и быстрой "боевой стойки", которая позволяет лошади решать практически любые двигательные задачи... глубокий фиолетовый цвет знаменует высшую ступень совершенства, прочно стоящую на всех прочих...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 29.12.2014, 12:37 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Тему и структуру нижеслед., эээ, домика выездки smile - подсказала (сама того не зная, но вышло именно так!))) одна моя давняя, добрая и умная знакомая, оказавшая мне честь приглашением на небольшую консультацию... она сумела сформулировать чудесно точные вопросы - а я их немножко развил... smile

***



Красный фундамент, или, если угодно, цоколь нашего домика) - прочная опора для всего прочего и более совершенного! - расслабление спины лошади, а точнее - всех тех ее мышц, которые лежат выше ее позвоночника.
Затем следуют оранжевые стены - вытяжение спины, увеличение длины соотв. мышц.
Спина расслабленная и притом вытянутая - есть главное условие крепости, здоровья и правильной (экономичной и эффективной) работы опорно-двигательного аппарата лошади на протяжении всей ее жизни как в процессе самостоятельной беготни, так и под всадником и/или в упряжи.
Затем идет первый (желтый) этаж мансарды художника biggrin верховой езды: для анатомически и биомеханически правильной работы под всадником лошадь должна непременно уметь (и хотеть, и иметь возможность!) поднимать свою спину вверх (сгибать ее, округлять, нести аркой и т. п.)
Уже приобретя необходимый запас длины и эластичности мышц спины для ее округления, лошадь сможет приступить к целенаправленному сгибанию пояснично-крестцового сочленения, т. е. подводить зад - что дает зеленый свет к достижению высших степеней сбора: смягчению задних ног и, следовательно, к падению все большей доли общего веса лошади на ее задние ноги.
Непременная же задача лучшего всадника состоит в том, чтобы не мешать лошади спокойно воспроизводить под ним то, что она уже изучила ранее - не будучи обремененной его весом, посадкой и соотв. командами...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 30.12.2014, 19:26 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
...и продолжение - с подачи той же собеседницы! flower )))



Поднимание основания шеи является как бы связующим звеном от базового гимнастирования лошади - к началу ее сбора.
Поднимание основания шеи многажды уникально: оно не требует для начала никаких особенных талантов и никакой предварительной подготовки ни от лошади, ни от человека, может быть самым первым и самым простым берейторским упражнением, практически лишено даже самых малых рисков и сохраняет неизменную полезность на протяжении любого этапа жизни и работы лошади - как начально-гимнастического, так и продвинуто-атлетического.

Поднимание спины лошади есть ключ к правильному несению всадника, поэтому по освоении сказанного лошадь уже можно начинать работать не только с земли (в руках), но и под седлом.

Подведение зада знаменует переход от тренировки общих здоровых тенденций, распространяющихся на всю верхнюю линию лошади - к независимому управлению двумя крупными частями ее позвоночника с соотв. группами мышц.

"Смягчение" задних ног лошади означает нек. дополнительное сгибание тазобедренного, коленного и скакательного суставов на ходу: лошадь идет и бежит как будто слегка присев; этот этап сбора дает зеленый свет процессу гармоничного объединения раскованности и эластичности с атлетизмом, поскольку нести даже меньшую часть общего веса тела на согнутых ногах - очевидно трудно...

По мере роста атлетизма лошади она оказывается в состоянии перемещать свои задние копыта все ближе и ближе к проекции своего центра тяжести на землю, и т. о. несет на заду (на задних ногах) все более значительный процент от своего общего веса - что требует очень значительного роста силы и выносливости многих крупных групп ее мышц.

По мере достаточного освоения всего вышеперечисленного классическая западноевропейская традиция берейторского искусства предлагает лошади постепенно поднимать шею вверх, одновременно вытягивая ее вперед-вверх ("телескопически", с затылком в высшей точке), тогда как мышцы в районе затылка должны со временем позволить голове лошади "упасть к отвесу" линией лба и носа.
Принципы же североамериканской выездки и езды ("вестерн") разрешают лошади нести шею, затылок и голову куда неформальнее и ниже - при любых, даже самых высоких степенях ее сбора...

Высшая же степень сбора наступает тогда, когда лошадь в состоянии удерживать весь свой вес только на задних ногах спокойно, устойчиво и относительно долго - исполняя "шахматного коня"-леваду в статике, либо пируэт - в энергичном движении.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Воскресенье, 15.02.2015, 12:53 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Следующая диаграмма, специально нарисованная в тревожных цветах, показывает не только самые важные компоненты процесса подведения зада, но и наиболее типичные и одновременно наиболее тяжелые ошибки, которые тут обычно допускаются.



Сперва необходимо вникнуть в суть специальной терминологии и разобраться с рядом причинно-следственных связей, отраженных на рисунке выше недостаточно подробно.
Во-первых, в контексте устойчивого словосочетания "подведение зада" - понятия, рожденного больше берейторской практикой, нежели анатомической теорией - слово "зад" обнимает целых три smile крупных части тела лошади: две ее задние ноги и ее таз.
Во-вторых, правильное подведение зада должно происходить отнюдь не только в направлении сзади-вперед, но и в направлении снаружи-внутрь.
В-третьих, часто принято считать, что термин "подведение зада" подразумевает лишь сгибание пояснично-крестцового сочленения лошади - и это совершенно верно с точки зрения анатомии и биомеханики, но с точки зрения практикующего берейтора, следящего за активными и непрерывными движениями живой лошади - такого понимания не хватает!
В-четвертых, правильное (!) подведение зада (и задних ног!) в направлении снаружи-внутрь (ближе к продольной оси симметрии лошади) требует вовлечения в этот процесс буквально всего тела лошади, а не только "зада" как участка от хвоста до поясницы!

Теперь рассмотрим рисунок. smile

Левая желтая стрелка говорит о том, что для правильного подведения зада недостаточно достичь лишь правильной (достаточно впереди и достаточно внутри) точки опоры копыта на землю - к тому же необходима и правильная работа всей ноги, а именно - ее смягчение, мягкое дополнительное сгибание всех ее суставов.
Средняя желтая стрелка предупреждает о том, что для правильного подведения зада недостаточно и в целом верной работы задних ног - к тому же необходимо и сгибание пояснично-крестцового сочленения, то есть - подведение собственно таза в узком анатомическом смысле.
Наконец, правая желтая стрелка напоминает о том, что даже в целом верная совместная работа таза с ногами - требует к тому же совместного подведения не только вперед, но и внутрь... тогда как подведение внутрь требует от лошади еще и достаточного сгибания в боках!

Смысл же предостережений красных стрелок уже должен быть понятен сам собой. smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 24.02.2015, 17:40 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Ещё один вариант графического рассказа о важном - в форме детской пирамидки из кубиков, и не просто так... :)



Красный квадратик предостерегает: лошадь, которая очевидно взволнована, не способна учиться новому быстро и эффективно, поскольку не в состоянии реализовать все свои способности к свободному и творческому мышлению: настоящая учеба в состоянии стресса невозможна.

Оранжевый квадратик предупреждает: правильная лошадиная педагогика может быть только постепенной и доступной, то есть точно такой же, как и для людей и уж тем более для детей.

Желтый квадратик утверждает: лошади очень умны, но их ум устроен так, что для плодовитой работы требует много времени.

Зеленый квадратик напоминает: помимо избытка времени для восприятия новой информации, ум лошади нуждается также в значительном отрезке времени для полностью самостоятельного анализа этой информации.

А вот голубой квадратик поясняет целых два больших и важных принципа хорошей дрессировки, на которых надо остановиться чуть подробнее... "использовать" - это ведь от "польза", не так ли?..

1) Освоение нового - то есть вдумчивая творческая работа - несовместима с муштрой, и поэтому в процессе освоения нового глупо и нелепо требовать от лошади поведения автомата, когда любое несанкционированное движение считается нарушением и карается. Разумеется, дисциплина поведения лошади рядом с человеком критически важна, но не нужно путать осознанную (!) дисциплину с хождением по струнке в стиле "выводной/отведи в со*тир, родной/"... :shy:
Отсюда вывод: в процессе освоения нового любые относительно безопасные несанкционированные движения лошади не являются существенными условиями выполнения основной задачи, и поэтому должны игнорироваться для того, чтобы позволить лошади обдумывать новое более раскованно и поэтому творчески.
И более того: сознательное предоставление лошади некоей избыточной свободы в несущественном - способно лучше сосредоточить все силы ее ума и тела на решении действительно ключевых задач.

2) Часто бывает так, что при освоении к.-л. нового движения или упражнения несущественными являются такие условия, которые на первый взгляд кажутся (!) неотъемлемыми: исходное или конечное положение до или после выполнения просимого, траектория подхода к снаряду), скорость этого подхода, непрерывность движения и т. п.
Отсюда вывод: изменение (или даже просто разрешение на такое изменение с предоставлением соотв. возможностей) таких несущественных условий - порой до наоборот! - очень освежает мышление, а часто и все тело лошади, поскольку отшелушивает главную задачу от вороха привходящих (часто страшных или неудобных!) обстоятельств; выделить же главную задачу самостоятельно при постоянной неизменности привходящих обстоятельств лошадь не в состоянии - в силу отсутствия у нее абстрактного мышления.

Синий квадратик настаивает на том, чтобы каждая отдельная маленькая задача-ступенька совершенствовалась как следует, а не на бегу к итоговому конечному результату, а к тому же - не нужно бояться отступать назад тогда, когда предыдущая ступенька вдруг оказывается неустойчивой, узкой, скользкой...

Наконец, фиолетовая верхушка нашей пирамидки диктует: несмотря на какое угодно обилие пауз-отдыхов в течение урока, весь урок целиком (вместе с паузами!) не должен быть растянутым, а именно - не должен продолжаться более 40-45 минут... то есть снова точно так же, как и у людей, которые придумали академический час не зря! prof


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Понедельник, 16.03.2015, 18:24 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Отвлекусь от собственного худ. smile творчества для того, чтобы показать традиционную "пирамидальную" терминологию на трех языках:



https://vk.com/wall-70997495?w=wall-55248998_538

"Российский перевод" facepalm местами очень спорен: например, "выровненность" - это, конечно, "выпрямленность", а "податливость"... скорее "смягченность" или "мягкость"...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Четверг, 12.01.2017, 15:38 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Новая пирамидка пришла мне в голову после одного разговора с нашей Таней, так что она - соавтор. smile

***



***

С красным фундаментом, думаю, всё ясно: если лошадь хочет пить, голодна, не нагулялась на свободе или рвётся к другим лошадям - ни о какой осмысленной и плодотворной тренировке и речи быть не может, а может лишь о грубом натаскивании, тупой муштре через силу...
Оранжевый: даже если лошадь достаточно спокойна и притом нагулялась, она всё-таки может захотеть реализовать естественную жажду движения, в том числе и очень активного - немедленно. Мешать этому - глупо, умно - спокойно подождать и дождаться, а иногда (не всегда!) ещё и подстегнуть (в меру!) выпуск пара... biggrin но только с подачи лошади!
Жёлтый строго предупреждает: никогда не разминайте лошадь "вообще", для галочки, по привычному стереотипу вроде "сперва прошагнули 10 минут" только потому, что "так положено".
Настоящая разминка всегда предельно осмысленна, свежа и индивидуальна, то есть точно такова, какова и любая настоящая тренировка!
Зелёный и голубой этажи напоминают о главном принципе правильного тренинга лошади в приложении ко всей тренировке от и до, и кстати - включая не только разминку в начале, но и "заминку" в конечном итоге.
Предпоследний синий этаж можно растолковать так: чем больше тренировочная нагрузка - причём считается нагрузка не только чисто физическая, но и умственная (новизна, необычность задачи), и нервная тоже! - чем чаще должны быть перерывы.
То же самое иными словами: лучшие перерывы не должны быть больше, но должны быть чаще, а самый лучший перерыв - это... полное молчание: совершенное ничегонеделанье во всех смыслах этого слова - и со стороны лошади, и со стороны человека.
И здесь надо написать отдельным жирным абзацем: даже самая что ни на есть приятная похвала, причём не только оглаживанием, но и вкусняшкой, и голосом, и даже какой-нибудь неосознанной(!) восторженной стойкой или жестикуляцией человека - это всё тоже дела, которые могут быть лишними: раздражающими лошадь именно тогда, когда ей пора поразмыслить наедине с собой.
Наконец, фиолетовая верхушка иллюстрирует тот бесспорный факт, что лучшая тренировка всегда короче худшей. Потому, что не утомляет лошадь излишними или занудными требованиями, не отнимает сил и желания работать, заканчивает на хорошем и т. п... короче говоря, всё то, что известно из классики берейторского искусства уже не первый век. smile


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Четверг, 12.01.2017, 17:14 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
И ещё одна новая старая biggrin диаграмма - в форме известного диалектического символа дзен. prof )))

***

Вот рисунок, который чаще воспринимается как модный принт biggrin , а не практическое указание, а между тем - именно этот символ может помочь утрясти в голове очень важные и очень жизненные соображения, касающиеся работы с лошадью:



***

Предположим, что весь этот символ в целом обозначает сразу всё, чего мы хотим и можем делать с лошадью, чему хотим её обучить, в каком ключе с нею общаться и т. п. И не важно, пешком или верхом, и даже не важно, для каких именно целей... потому, что нам это интересно, и этого достаточно! smile

Мы видим две части нашего любого целого - две половинки, белую и чёрную, и эти две половинки в нашем случае означают воспитание и базовое гимнастирование лошади.
Мы видим, что две половинки нашего символа вместе образуют символ целиком, что означает неразрывное целое: правильное гимнастирование невоспитанной лошади невозможно, а правильное воспитание не должно учить лошадь плохим движениям.
Но почему граница между половинками не проходит по прямой? Потому, что волнообразная граница гораздо протяжённее, иными словами - взаимное соприкосновение и влияние воспитания и гимнастирования куда больше, чем кажется на первый взгляд.
И наконец, контрастные точки имеют двоякий смысл, лучше всего выражаемый словосочетанием "взаимное проникновение": когда мы воспитываем лошадь, мы должны стараться и гимнастировать её, и наоборот; и когда что-то идёт не так в гимнастировании - это может быть проблемой воспитания... и опять наоборот. smile

Когда мы воспитываем лошадь правильно, мы закладываем прочную и чистую основу будущего гимнастирования, и наоборот - когда мы гимнастируем лошадь как следует, мы освежаем и оттачиваем её воспитание.
Если лошадь не может выполнить дисциплинарное требование двигательно чисто - постройте воспитательный процесс иначе.
Если лошадь не может выполнить гимнастическое движение с соблюдением безупречных манер по отношению к человеку - понизьте планку требований или предложите иную трактовку требуемого движения.

Работа с лошадью начинается, как правило, с её воспитания, но уже с самого начала процесса воспитания мы должны стараться не допускать у лошади антигимнастических движений: слишком напряжённых, неуклюжих, корявых, дёрганых и неравномерных, с нервным задиранием головы и прогибанием спины и т. п.
Чем грешат, к сожалению, многие системы и приёмы лошадиного воспитания, в остальном вполне эффективные!
И наоборот: когда мы уже шагнули от воспитания к гимнастике - даже в ходе изучения гимнастических упражнений мы не должны оставлять незамеченным ни один, даже самый "случайный" случай проявления скверного воспитания лошади.
Чем грешат многие опытные всадники и берейторы, ошибающиеся, к сожалению, не только в этом...


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Вторник, 05.12.2017, 00:49 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Ныне действующая спортивная выездковая пирамидка:



...куда логичнее всех прежних официальных вариантов, хотя опять не без странностей: почему подчинение почти на самом верху? почему контакт не в самом низу? почему импульс (в современном спортивном выездковом понимании))) опережает прямолинейность?

Источник картинки - крайне любопытная презентация: https://ppt-online.org/107607


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Форум » Форум » Фундаментальные исследования » "Пирамида выездки" (или Берейторское искусство в диаграммах)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz