Ересь конная
"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)
Пятница, 29.03.2024, 14:32
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » Обучение лошади » Боковые движения: (понимание и исполнение.)
Боковые движения:
Captain_Nemo Дата: Четверг, 15.08.2013, 13:01 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Боковые движения - самым известным из которых является, пожалуй, плечо внутрь, изобретенное знаменитым Гериньером - есть непременная составляющая хорошего берейторского искусства.
Боковые движения были и есть в арсенале всех наиболее значимых мастеров как спортивной, так и классической выездки; их польза достаточно объяснена теоретически и вполне доказана уже несколькими столетиями практики; короче говоря, боковые движения - это та авторитетная традиция, которую нужно изучать, а не отбрасывать.

Самая распространенная ошибка в понимании боковых движений - это непонимание того, что боковые движения могут быть как упражнением, так и элементом выездки как дисциплины конного спорта.
Спортивные элементы имеют официально утвержденные формы исполнения, без соблюдения которых элемент считается выполненным неправильно; упражнения же должны выполняться в уместных, а не строго регламентированных формах, и поэтому оценка правильности выполнения тех или иных боковых движений исключительно с точки зрения существующих правил конного спорта - не всегда корректна.
Однако отказ от спортивных правил не означает отказа от правил вообще; напротив, универсальные критерии правильности вроде спокойствия, раскованности и тенденции к вытяжению верхней линии лошади - нужно блюсти особенно строго! потому, что при игнорировании биомеханики лошади любое полезное физическое упражнение тут же превращается в дрессировку повиновения и не более.

Вопрос о правильной последовательности обучения лошади боковым движениям вызывает много дискуссий, и первая из них - о том, что должно быть первым: сгибания (движения) боковые, или прямые, или то и другое вместе?
Мое мнение сводится к тому, что в первую очередь нужно обучать движениям все-таки прямым, то есть - опусканию головы и шеи и вытяжению верхней линии лошади при движении по прямой. Потому, что опускание головы и шеи неизбежно успокаивает и расслабляет лошадь, а сгибания в стороны - не обязательно.

Что такое боковые движения, какими они бывают, как выглядят?
Вот одна из лучших иллюстраций - из фундаментального "Словаря-справочника по коневодству и конному спорту" Д. Я. Гуревича и Г. Т. Рогалева (стенка манежа на каждом рисунке - слева):



http://thehorses.ru/text/text_195.htm

***

Поскольку современные правила выездки как вида конного спорта самими же спортсменами искажаются до наоборот - почитаем эти правила; ведь даже если они нам не подойдут, и мы от них откажемся - это вовсе не повод их не знать... deal

"Статья 411 Уступка шенкелю
1. Целью элемента "уступка шенкелю" является демонстрация эластичности и повиновения лошади на боковых движениях.
2. Упражнение выполняется на рабочей рыси (в соревнованиях FEI).
Лошадь остается почти прямой, за исключением легкого постановления в затылке в сторону, обратную направлению движения. Всадник при этом должен видеть угол глаза и ноздрю лошади со стороны постановления. Внутренние ноги лошади перемещаются впереди наружных ног, перекрещиваясь с ними.
Уступка шенкелю должна быть включена как элемент тренировки еще до того, как лошадь будет подготовлена к работе на собранных аллюрах. Позже, в сочетании с более сложным движением - плечом внутрь, это упражнение будет служить наилучшим средством развития у лошади пластичности, раскрепощенности и непринужденности движений, необходимых в целях достижения свободы, эластичности и равномерности ее аллюров, гармоничности, легкости и непринужденности движений.
Уступка шенкелю может исполняться “на диагонали”, когда корпус лошади должен оставаться практически параллельным длинной стенке манежа, но при этом ее перед должен несколько опережать зад. Упражнение также может исполняться “вдоль стенки” - в этом случае корпус лошади должен располагаться под углом примерно в 35 градусов относительно направления ее движения."

"Статья 412 Боковые движения
1. Основной целью боковых движений является развитие и усиление подведения заднихног и, тем самым, степени сбора.
2. На всех боковых движениях - плечом внутрь, траверс, ранверс, принимание - лошадь слегка согнута, а ее передние и задние ноги движутся по двум различным траекториям (следам).
3. Сгибание или постановление никогда не должны быть чрезмерными, чтобы не нарушались равновесие и плавность выполняемого движения.
4. На боковых движениях аллюр должен оставаться свободным и равномерным, с поддержанием постоянного импульса, при этом движения должны быть эластичными и уравновешенными, с сохранением каденции. Импульс часто теряется из-за того, что всадник считает своей главной задачей сгибать лошадь и толкать ее вбок.
5. Плечом внутрь.
Упражнение выполняется на собранной рыси. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, сохраняя каденцию и постоянный угол отведения от линии движения примерно в 30 градусов. Внутренняя передняя нога лошади проносится перед ее наружной ногой, перекрещиваясь с ней. Внутренняя задняя нога выносится вперед под центр тяжести лошади, двигаясь по следу внешней передней ноги, при этом бедро внутренней задней ноги опускается. Лошадь изогнута в сторону, противоположную направлению движения.
6. Траверс.
Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, но угол отведения от линии движения больше, чем при исполнении "плечом внутрь". При выполнении траверса постоянный угол отведения, который должна демонстрировать лошадь, равен примерно 35 градусам. Перед лошади остается на линии движения, а зад смещается внутрь. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
Чтобы начать движение траверсом, задние ноги лошади должны уйти со следа (с исходной линии, по которой движется лошадь), или, в случае, если траверс выполняется после прохождения угла или круга, не должны возвращаться на исходную линию движения. По окончании выполнения траверса задние ноги возвращаются на след без какого-либо обратного постановления шеи/затылка, так же как при завершении исполнения вольта.
Цель траверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой и правильное сгибание. Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
7. Ранверс.
Это движение, обратное траверсу. Зад лошади остается на линии движения, перед перемещается внутрь. По окончании выполнения ранверса перед лошади возвращается на одну линию движения с задом. Все остальные принципы и требования такие же, как и при исполнении траверса. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
Цель ранверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой, с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения “плечом внутрь”. Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
8. Принимание.
Это вариант “траверса”, выполняемый “на диагонали” вместо движения “вдоль стенки”. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь должна быть слегка изогнута в направлении движения и согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника.
Лошадь должна сохранять постоянную каденцию от начала и до конца упражнения. Чтобы обеспечить плечам большую свободу и подвижность, очень важно поддерживать импульс, и, особенно, подведение внутренней задней ноги. Туловище лошади почти параллельно длинной стороне манежа. Передняя часть лошади слегка опережает зад.
На рыси наружные ноги проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. На галопе движение выполняется как серия темпов, направленных вперед и вбок.
Цель принимания на рыси: продемонстрировать плавные собранные движения по диагонали с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения “плечом внутрь”. Передние и задние ноги перекрещиваются, равновесие и каденция сохраняются.
Цель принимания на галопе: демонстрация и развитие сбора и легкости галопа, путем плавного движения вперед и вбок без потери ритма, равновесия или легкости."

http://fksr.ru/dressage/dressage_rules/show_file.Pdf

Уточним некоторые термины и определения.

Траверс и ранверс отличаются друг от друга только тем, с какой стороны от лошади находится стенка манежа и есть ли она вообще; поэтому траверс и ранверс на самом деле являются двумя формами одного движения, называемого - бедро внутрь.

Аналогичный вариант плеча внутрь называется контрплечо (лошадь смотрит на стенку манежа, а не в его центр).

Плечо внутрь или контрплечо, выполняемые с небольшой степенью сгибания - так, что линия следов одной передней ноги оказывается между линиями следов задних - называется плечо вперед.

Разновидностями же уступки шенкелю можно считать и такие движения, как повороты на переду и на заду (или откидывания, или убирания переда и зада) и сайд пасс (шагание точно в сторону); эти упражнения объединяет тот же признак, что свойственен и уступке шенкелю: боковое сгибание всего тела лошади тут не нужно.

С другой стороны, необходимо отличать откидывание переда от пируэта; являясь традиционным элементом классической школы европейской выездки, пируэт представляет из себя траверс, выполняемый на вольту ничтожно малого диаметра, и, следовательно, требует от лошади отчетливого бокового сгибания всего тела.

Теперь разберемся с одним традиционным способом оценки боковых движений: что такое "движение в два" и "в три следа"?

"Движение в два следа" означает, что лошадь, выполняющая боковое движение, оставляет за собой две пары цепочек (линий) следов - по одной цепочке на каждую ногу. При этом важно понимать, что при настоящем движении в два следа пары цепочек не перемешиваются - не может быть такого, чтобы линии следов передних и задних ног чередовались; линии следов могут располагаться на земле только соседними (не диагональными!) парами: две линии следов передних ног - и рядом две задних.

"Движение в три следа" означает, что лошадь, выполняющая боковое движение, оставляет позади не пары, а три отдельные цепочки следов; это происходит тогда, когда следы какой-либо диагональной пары ног сливаются в одну цепочку (линию).
Отсюда ясно, что движение в три следа проще, чем движение в два, поскольку требует меньшего угла сгибания и поворота лошади относительно направления ее движения. Также ясно, что плечо внутрь, контрплечо, траверс и ранверс могут выполняться минимум в три следа; аналог плеча внутрь (или контрплеча) при сгибании меньшем, чем в три следа - когда линии следов соседних ног перемешаны - называется, как уже говорилось выше, плечом вперед.

Однако тут есть один нюанс: вышеописанного понимания придерживаются далеко не все специалисты! На самом деле существует (и мирно сосуществует с первым))) и другой способ классификации движений в два или три следа - способ, при котором считаются не пары цепочек следов, а только каждая из этих цепочек отдельно.
И тогда движение в три следа остается самим собой, но прежнее движение в два следа - превращается в движение в четыре. fool

Налицо обычный конноспортивный бардак facepalm , однако второй вариант, конечно, логичнее и проще первого...

Прорвавшись через все эти подробности), мы уже можем вообразить основные способы практического применения боковых движений.


Во-первых, при выполнении боковых движений стенка манежа является хорошим помощником лошади, и поэтому контрплечо порой осваивается лошадью легче, нежели плечо внутрь: имея перед глазами простор для маневра, лошадь часто предпочитает не сгибаться, а выпрямляться и - уходить от стенки к центру манежа по прямой. И поэтому выполнение одного и того же упражнения может и должно варьироваться путем смены положения лошади относительно стенки.

Во-вторых, стенка может быть не только прямой (в манеже), но и круглой (в бочке), а следовательно - любое из боковых движений можно упражнять не только на прямой, но и на вольту; к слову, знаменитый классический всадник и берейтор герцог Ньюкасльский, иногда считающийся соавтором плеча внутрь вместе с Гериньером, но работавший раньше него, видел подобие плеча внутрь именно как упражнение на вольту, тогда как Гериньер - на прямой. И само собой разумеется - можно менять и диаметр вольта...

В-третьих, можно комбинировать все перечисленное сразу, направляя лошадь по сильно вытянутым восьмеркам, а потом - по восьмеркам все более круглым, чередуя не только переходы с прямой на вольт и обратно, но и переходя из вольта одного направления сразу в вольт другого.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Воскресенье, 01.09.2013, 13:29 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Как уже говорилось, боковые движения уважает и практикует любой мало-мальски приличный берейтор; однако существуют специалисты, активно популяризирующие именно эти упражнения в широких слоях конников, уделяющие боковым движениям внимание преимущественное, особенное...
Эти специалисты - Тереза Сэндин, Аня Беран и Марайка де Йонг.

В этом посте я процитирую такие соображения этих специалистов на тему боковых, которые кажутся лично мне наиболее важными и толковыми; акценты жирным шрифтом везде мои (C. N.).

***

Тереза Сэндин:

"Ни количество темпов, ни расположение передней и задней частей лошади не имеют значения, если вы не можете заставить лошадь согнуться в боку."

"Очень, я подчеркиваю, ОЧЕНЬ часто бывает так, что лошадь вместо плеча внутрь выполняет плечо наружу. Это происходит оттого, что всадник сосредотачивается на постановлении головы внутрь и поэтому сгибание происходит в холке, получается, что внутри оказывается только шея. А плечо на самом деле остается снаружи."

"Говорят, что лошадь должна равномерно сгибаться от затылка до репицы, и тело должно выглядеть как фрагмент окружности. Но это лишь часть правды. На самом деле, тело лошади не может сгибаться равномерно."

"Место за седлом не должно сгибаться в какую-либо сторону. В этом месте позвонки соединены очень прочно, что мешает позвоночнику здесь сгибаться. Для того, чтобы компенсировать неподвижность этого отдела, лошадь должна опустить внутреннее бедро и согнуть заднюю ногу (пояснично-крестцовый сустав/бедро/колено), таким образом, чтобы внутреннее бедро продвинулось больше вперед. Это часть эффекта плеча внутрь, способствующего сбору, и такое подведение ног очень важно. Без него оно станет похожим на упражнение типа уступки шенкелю, которое в лучшем случае развивает гибкость."

"Хвост, сгибающийся во внутреннюю сторону, является показателем того, что лошадь достаточно согнута вдоль всего позвоночника, и при этом ни в каком месте не напрягается и не закрепощается. Следите за хвостом."

"...опускание внутреннего бедра и сгибание ноги на той же стороне - это одна из целей плеча внутрь. Другая цель - растягивание внешней стороны и соответственно, ее удлинение..."

Источник: http://onm.ucoz.net/forum/28-119-1

***

Аня Беран:

"Для каждой лошади связки боковых подбираются индивидуально. Нет никакой системы, нет никаких кнопок или стандартов. С каждой лошадью работают именно и только с её проблемами, подбирая связки, которые помогут лошади физически развиться, выпрямиться и уравновеситься, прийти в гармонию со своим телом."

"Лучшей разминкой также являются боковые движения. Лошадь прекрасно разогревается на связках боковых, одновременно растягивая нужные мышцы и концентрируясь на работе.
"Нет смысла разминать лошадь, как это принято во многих местах - 10 минут шага, 20 минут облегчённой рыси по прямой или по вольтам. Это отупляет лошадь, делает её зажатой, роняет её на перед и делает невосприимчивой к средствам управления. Это всё равно, что танцор будет перед тренировкой только бегать трусцой.""

Источник: http://uahorses.com/Forum/index.php?topic=1000.9600

***

Марайка де Йонг:

"Плечом внутрь - упражнение, при котором внутренняя задняя нога подводится под центр тяжести.
На траверсе лошадь учится подводить внешнюю заднюю ногу под центр тяжести."

"Обычно я работаю в кавессоне и мундштуке. Но методика не должна зависеть от средств, это больше общение между тренером и лошадью."

"В академическом искусстве верховой езды все боковые движения сначала разучиваются в руках."

"Всадник переносит вес тела на внутреннюю седалищную кость, чтобы убрать давление с растягивающихся мышц внешней стороны спины."

"Лошадь, выполняющая упражнения [боковые движения] без утраты их сути[...] растягивает шею[...]"

Источник: http://www.academicartofriding.ru/


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Mirabele Дата: Среда, 06.08.2014, 02:58 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
По поводу посадки на боковых, есть 2 теории. По движению НА корпус, т.е. всадник сидит внутри, и ИЗ-ПОД корпуса, т.е. всадник снаружи. И обе теории имеют право жить, ведь по первой - всадник садится внутрь сбивая равновесие лошади, и заставляя ее тем самым двигаться в нужную сторону (ну и Марайкин вариант). Вторая теория основана на уступках давлению. Тут вопрос скорее в деле вкуса берейтора, примерно как и в случае спора, под какую ногу облегчаться на рыси.

Ранверс, кстати, сейчас учат очень редко, и его нет в обязательной программе выездки, как и пируэтов на переду. Признаюсь - за 10 лет не видела ранверс в живую ни разу.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 06.08.2014, 22:34 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Цитата Mirabele ()
По поводу посадки на боковых, есть 2 теории. По движению НА корпус, т.е. всадник сидит внутри, и ИЗ-ПОД корпуса, т.е. всадник снаружи.
Я сейчас склоняюсь к тому, что лучше сидеть совершенно симметрично.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Captain_Nemo Дата: Среда, 05.09.2018, 20:54 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2077
Статус: Offline
Поскольку сегодня боковые движения в большой моде, и поскольку их практикуют очень многие - несколько сугубо практических соображений... нечто вроде конспекта из проверенных теорий и собственной практики...

***

Уступка шенкелю, или просто уступка (хлысту, телу человека, работающего лошадь в руках, его голосу, тому или иному жесту и т. п.) - это боковое движение без бокового сгибания.
И хотя боковые движения, включающие боковое сгибание, традиционно считаются самыми эффективными - пренебрегать уступкой не стоит!
Уступку можно делать на месте - и тогда это будет поворот на переду или заду - или в движении, причём не только по прямой, но и по вольту; уступка же точно в сторону (перпендикулярно телу лошади) уже традиционно называется "сайд пас."
Самую простую уступку по прямой (голова лошади к стенке, зад внутрь манежа) в рамках своего "естественного метода" советовал знаменитый Паалман - как одно из самых главных и самых полезных упражнений в руках. Потому, что такая уступка учит лошадь подводить внутреннюю заднюю ногу вперёд-внутрь, притом естественно мягко...

***

Правильное (полезное) и притом мягкое исполнение любого бокового движения побуждает лошадь вытягиваться вперёд-вниз и отжёвывать, а также смягчает её мимику.

***

Любые боковые движения можно и нужно практиковать как с "опорой" на стенку, так и без неё, и не только по прямым, но и по вольтам (в том числе сужающимся и расширяющимся, а также овальным), серпантинам и восьмёркам, а также по зигзагу: проходя тупой угол, образованный смыканием двух прямых.

***

Боковые движения прекрасно сочетаются с концепцией "летящей впереди птички" по Деб Беннет: увлекайте и вытягивайте внимание лошади вперёд, а не загибайте его назад!

***

Равномерное сгибание всего тела лошади от носа до хвоста - это давно опровергнутый миф, теоретическая химера; на самом деле при правильном исполнении бокового сгибания лошадь вытягивает преимущественно шею, но и её - не равномерной дугой, а преимущественно в основании, а точнее - в весьма небольших боковых участках, лежащих сразу перед холкой.
И поэтому заметное телескопическое вытяжение шеи - вперёд! - вероятно, важнее и нужнее заметного бокового сгибания-округления.
Однако, с другой стороны, абсолютно вся шея лошади должна быть как можно более свободной и пластичной - наподобие хобота слона, как сказал Андрис Линдгрен...

***

Одна из самых распространённых ошибок в исполнении любых боковых движений - концентрация излишнего внимания на подведении внутренней задней ноги лошади внутрь, то есть в сторону... в ущерб её подведению вперёд!
Тогда как на самом деле эта нога должна шагать не внутрь и не вперёд, а как можно ближе к центру тяжести лошади, то есть по достаточно пологой диагонали.

***

Если в процессе работы над боковыми движения с земли необходимо согнуть затылок и шею лошади механически - применяйте для этого только хорошо подходящий капцунг, но не трензельное оголовье, не недоуздок и не что-то подобное...
При этом самый подходящий капцунг может оказаться очень разным (например, как жёстким, так и мягким), но всегда будет подогнан плотно - и всегда же будет нести центральное (переносное) кольцо для пристёгивания чомбура или корды.

***

Важным элементом бокового движения, что облегчает лошади его правильное понимание, является вовремя выполненная полуодержка.


Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.
 
Форум » Форум » Обучение лошади » Боковые движения: (понимание и исполнение.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz